В Казахстане планируют реализовать проекты в машиностроении на 1,7 трлн тенге. Об этом сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, передает LS.
В ходе заседания правительства глава ведомства пояснил, что до 2028 года в планах запустить 151 проект на 1,7 трлн тенге. В результате будет создано 24 тыс. рабочих мест. Объем производства ожидается на уровне 3,7 трлн тенге. В том числе экспорт на 1,4 трлн тенге и импортозамещение на 2,3 трлн тенге.
В 2023 году будут реализованы 29 проектов на 224 млрд тенге с созданием 3,9 тыс. рабочих мест. Ожидаемый объем производства будет равен 1,3 трлн тенге.
"В числе запланированных к реализации есть совместные проекты с партнерами из России, Китая и Узбекистана. Совместно с Узбекистаном организовано производство автомобилей, реализуются проекты по бытовой технике и лифтам. С российскими партнерами будем увеличивать производство алюминиевых дисков, а также комплектующих (пружины для подвижного ж/д состава, колесные пары и т.д.) для сектора железнодорожного машиностроения. Инвесторы со стороны Китая поспособствуют развитию производства буровых установок и сельхозтехники", – перечислил Карабаев.
Говоря более детально об отраслях, министр сообщил, что в железнодорожном машиностроении будут решаться задачи насыщения грузовыми, пассажирскими вагонами и локомотивами. В том числе с инвесторами из Швейцарии, США и Франции.
Например, совместно со швейцарской компанией до 2030 года будет произведено 537 пассажирских вагонов нового поколения с использованием отечественных компонентов, таких как тележка, сварной кузов вагона, климатическая установка, а также порядка 20 элементов интерьера, экстерьера и электрооборудования (электрошкафы, кабели, кровати, кресла, двери, выдвижные подножки, окна, кронштейн, трубы и т.д.).
Другая компания выпустит 307 пассажирских вагонов повышенной комфортности.
Также появятся крупные проекты по производству стальных заготовок, чтобы заместить импорт из России.
В сельскохозяйственном машиностроении в этом году будет произведено 5 тыс. тракторов и 900 комбайнов.
"В настоящее время производимая техника основана на крупноузловой сборке, и мы нацелены на планомерный переход предприятий на метод мелкоузловой сборки. Дальнейшее развитие сектора будет сфокусировано на наращивании производства навесной и прицепной техники, производство которых не в полной мере покрывает потребность внутреннего рынка", – сообщил министр.
Глава ведомства добавил, что в Костанайской области уже выпускают кабины для тракторов, также на площади 50 тыс. кв. м создан локализационный центр, где налажен цех порошковой окраски, цех сварки с прессово-сварочным участком, а также листогибочный тандем заготовительного цеха.
В автомобилестроении поставлены три задачи: по расширению модельного ряда, развитию мелкоузловой сборки и созданию компонентной базы.
"Сейчас действуют предприятия по выпуску колесных дисков, аккумуляторов, которые в настоящее время проходят процесс омологации для установки на отечественные автомобили. В рамках углубления уровня локализации планируется развитие автокомпонентной базы – автомобильных сидений, мультимедийной системы, подкрылок, брызговиков и шин. Для этого уже начато строительство соответствующих производств", – заверил Карабаев.
В электротехническом машиностроении уже действуют компании, которые производят трансформаторы и востребованную кабельную продукцию.
В сфере бытовой техники налажен выпуск электроплит и духовок. Помимо этого, запланирована реализация проекта по бытовой технике в Сарани Карагандинской области.
"Потенциал рынка ЕАЭС составляет порядка $11 млрд. Потенциал рынка Казахстана по бытовой технике составляет $1,2 млрд. При реализации проектов планируется обеспечить внутренний рынок продукцией на $250 млн и увеличить экспорт более чем на $100 млн", – спрогнозировал глава МИИР.
В секторе нефтегазового и горнометаллургического машиностроения есть мощности по выпуску насосов и компрессоров, клапанов, запорной арматуры, гидравлического и пневматического оборудования. Однако отсутствие заказов от недропользователей сдерживает потенциал предприятий. Например, в закупках недропользователей (ТПИ и УВС) товары машиностроения занимают 54%. С 2019 по 2022 год объем заказов товаров машиностроения увеличился на 8% – с 916,1 млрд тенге до 990 млрд тенге. Но доля местного содержания уменьшилась с 12,6% до 9,9%.
По словам Карабаева, в 2022 году общий импорт нефтегазового и горнометаллургического оборудования достигает $1,6 млрд и $1,1 млрд соответственно.
"Для исправления ситуации нами начата работа по изменению законодательства. Основное направление развития данных cекторов будет сфокусировано на инструментах долгосрочных офтейк-контрактов, договоров с крупными игроками нефтегазового сектора и недропользователями ТПИ с условиями выполнения встречных обязательств", – пояснил он.
Карабаев напомнил, что для развития отрасли разработан проект Комплексного плана развития машиностроения на 2024-2028 годы.
По словам министра, в результате его реализации к 2028 году объемы производства продукции вырастут в 2,2 раза, производительность труда вырастет в 1,9 раза, объемы экспортных поставок достигнут $5,7 млрд, инвестиции в отрасль вырастут в 1,5 раза.
Между тем на сегодня доля машиностроения в структуре экономики занимает 1,5%, а в обрабатывающей промышленности – 13%.
В отрасли действуют порядка 3,8 тыс. предприятий, занято более 118 тыс. человек.
В 2022 году в машиностроение привлечено $500 млн прямых инвестиций, что является рекордом. За I квартал данный показатель уже достиг $208 млн (рост в четыре раза). Индекс физического объема промышленной продукции по итогам I полугодия составил 128,8%. Всего выпущено товаров на 1,8 трлн тенге.