В Казахстане появится еще один кластер. Об этом LS сообщили в министерстве транспорта.
По информации ведомства, в стране разрабатывается комплексный план по созданию на базе портов Актау и Курык крупного транспортно-логистического кластера.
За счет данного проекта планируется нарастить контейнерные мощности, развить терминалы по перевалке генеральных и сухих грузов.
В том числе к 2030 году планируется в пять раз увеличить грузопоток по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
В рамках концепции развития транспортно-логистического потенциала планируется снизить износ технического флота с 65% в 2023 году до 54% в 2030 году.
Концепцией предусмотрен ряд мероприятий по развитию инфраструктуры морского транспорта, по итогам реализации которых к 2030 году потенциал объема грузоперевозок на ТМТМ будет доведен до 20 млн тонн.
Пока что текущие возможности морских портов Актау, Курык, Баку/Алят, Батуми, Поти позволяют переориентировать на ТМТМ порядка 7 млн тонн грузов, в том числе до 4 млн тонн генеральных и сыпучих грузов (уголь, металл, руда) и до 100 тыс. ДФЭ контейнеров (2,7 млн тонн). Инфраструктура порта Актау уже сегодня готова обработать до 100 тыс. ДФЭ контейнеров при замене существующей перегрузочной техники, а в случае модернизации ее пропускная способность составит до 133 тыс. ДФЭ до 2030 года.
В то же время есть ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить. В том числе речь идет о снижении уровня Каспийского моря. На борьбу с обмелением понадобится около 40 млрд тенге.
Также нужно приспособить портовую инфраструктуру к увеличению контейнерных перевозок, так как существует вероятность нехватки территории для накопления, хранения и перетарки грузов в контейнеры.
Нужно снизить износ нефтеналивного и перегрузочного оборудования в порту Актау.
Параллельно привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты планируется оцифровывать процесс перевозок в морских портах для повышения скорости прохождения грузов и улучшения планирования операционной деятельности. Кроме того, будет создана единая цифровая база при оформлении захода/выхода кораблей в порты и их инспектировании.
В том числе в порту Курык продолжается строительство многофункционального морского терминала "Саржа", в рамках которого предполагается строительство зернового, универсального терминалов, а также терминалов наливных и генеральных грузов. Он будет подностью введен в эксплуатацию в 2025 году. Тем не менее в этом году уже был принят первый груз. Предполагаемые затраты составляют 154 млрд тенге частных инвестиций. В рамках реализации проекта подписано соглашение с компанией Abu Dhabi Ports Group.
Между тем, как сообщили в Минтрансе, помимо ТМТМ, Казахстан работает по развитию коридора Север – Юг по маршруту Казахстан – Туркменистан – Иран, а также казахстанско-российской части коридора. В 2030 году планируется достичь объема в 15 млн тонн.
Ранее LS уже сообщал о том, что в Казахстане предлагается создать кластер по производству оборудования для переработки мяса, молока, зерна и овощей.