В министерстве индустрии и инфраструктурного развития разъяснили ситуацию вокруг утилизационного сбора на технику, передает LS.
Ранее несколько ассоциаций Казахстана обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой отменить утильсбор на технику. В документе был перечислен ряд причин, которые прокомментировало министерство.
В первую очередь в МИИР сообщили, что отмена утильсбора приведет к повышению стоимости легковых, грузовых авто и сельхозтехники, а не к их удешевлению.
"Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Казахстанцы, покупающие технику отечественного производства, не несут дополнительных расходов при покупке отечественной техники на ее дальнейшую утилизацию. Остальные несут", – сообщили в ведомстве.
В министерстве пояснили, что если данные нормы Экологического кодекса перестанут действовать, цены на технику вырастут. Авто могут подорожать в среднем на 72%, на сельхозтехнику на 89%.
"Это будет чувствительно для населения, потому что сегодня 72% проданных в Казахстане автомобилей и 89% сельскохозяйственной техники – отечественного производства. Поэтому правительство и парламент страны отмену не поддержало", – заметили в МИИР.
Что касается финансирования частного бизнеса за счет выплат, в министерстве сообщили, что введение утилизационного сбора направлено на организацию переработки морально и технически устаревшей техники.
"Это признанная международная практика, которая действует во всех странах Евросоюза, в США, многих других странах мира, также на территории ЕАЭС", – добавили в МИИР.
В Казахстане, по информации министерства, была создана инфраструктура для проведения утилизации автотранспортных средств и их компонентов, запущен завод по переработке транспорта полного цикла, ведется стимулирование сектора сбора и переработки отходов. В Казахстане отмечается развитие отрасли переработки отходов.
"С момента введения утильсбора в 2016 году на утилизацию сдано 156 764 автомобилей, вышедших из эксплуатации", – сообщили в МИИР.
Говоря о сокращении ввоза авто из-за введения данного вида выплат в министерстве обратили внимание на то, что по данным Бюро нацстатистики, за 11 месяцев 2016 года было импортировано 25 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 10,1 тыс. автомобилей. За 11 месяцев 2020 года было импортировано почти 36 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 70 тыс. автомобилей.
Говоря о утильсборе для кабельно-проводниковой продукции, в МИИР отметили, что данная норма не введена. Выплаты не распространяются также на дорожно-строительную коммунальную технику, мототехнику и сельскохозяйственную технику (кроме колесных тракторов и комбайнов).
По поводу создания "эксклюзивных условий" по льготам для казахстанских машиностроителей и создания фейковых проектов машиностроения, в министерстве сослались на предпринимательский кодекс. Согласно нему, любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки.
"Никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется. На сегодняшний день почти 150 предприятий заключили специальные инвестиционные контракты в разных отраслях", – заявили в МИИР.
В ведомстве добавили, что производители автомобильной, сельскохозяйственной техники и их компонентов вместе с таким контрактом подписывают Соглашение о промышленной сборке, которое налагает на машиностроителей взаимные обязательства перед правительством по локализации и развитию производства.
"В случае невыполнения Соглашения, предприятия лишаются льгот и обязаны вернуть все полученные государственные преференции. Это доказывают факты расторжения соглашении с "Азия Авто" и "Iveco Казахстан". Также не достоверна распространяемая информация о льготах для отечественных производителей. Ими пользуется лишь покупатели, приобретающие через банки второго уровня и лизинговые компании технику отечественного производства", – уточнили в министерстве.
В МИИР также обратили внимания, что развитие отечественного машиностроения выгодно стране, так как создает новые рабочие места и повышает компетенции казахстанских кадров. На одно рабочее место в автопроизводстве приходится пять в сопутствующих отраслях.
"За последний год производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, а также их компонентов на территории нашей страны привлекло 294,5 млрд тенге иностранных инвестиций", – сообщили в ведомстве.