В ходе XV конференции по риск-менеджменту профучастники обсудили Big Data и трудности в общении с регулятором, передает LS.
Во время своего выступления председатель страховой компании "Евразия" Борис Уманов скептически оценил прогнозы о полном уходе клиентов в цифровой формат. В качестве примера он привел онлайн-страхование.
"Сегодня идет четвертый месяц реализации указанной программы. До сих пор проникновение этого продукта меньше 1%. Хотя официально все ждали, что это будут десятки процентов, если не сотня. Вот и ответ индустрии на попытку внедрения новых решений. Что касается Великобритании и России, то там проникновение, конечно, выше, но тоже далеко не 100%", – считает он.
Уманов сообщил, что придерживается консервативного подхода в работе. По его мнению, в ближайшие 10 лет в Казахстане и в мире развитие стартапов не изменит общую картину финансового рынка.
"Страховщики и банкиры привыкли работать с Big Data долгие годы. Просто сейчас это стало удобнее. Ведь важно не то, чем мы пользуемся, а то, как мы используем эти данные для увеличение своей прибыли. На мой взгляд, информация применяется хорошо, но с точки зрения баланса прибыль не растет. Чем больше мы пользуемся этими данными, тем больше проблем получаем. События последних 10 лет на международных рынках говорят о том, что прибыль ни банковских, ни страховых, ни брокерских, ни дилерских структур не выросла настолько, насколько она могла бы при правильном управлении рисками. Это очень опасный бизнес и приходить туда нужно не только с большими данными, но и с соответствующей аналитикой", – отметил он.
Уманов напомнил о рисках, которые несут в себе цифровые технологии.
"Возрастает цена ошибки. Когда банк, например, набирает данные о своих 5 млн клиентах, а потом их теряет, то существует большая вероятность лишения лицензии фининститута либо наложения штрафа. А это приведет как минимум к смене акционеров. Одно дело, когда выдаются поштучно кредиты корпоративным клиентам, но другое, когда выдают розничные ссуды, а в стране наступает рецессия", – пояснил он.
Глава страховой компании посетовал о "недремлющем оке" регулятора на рынке.
"Банковский и страховой сегмент находятся в довольно тяжелой ситуации. Новым являются огромные штрафы, который регулятор с наслаждением накладывает на банковские и страховые компании как в Казахстане, так и в США", – подчеркнул он.
И при этом он высказал свои опасения по тому, к чему может привести излишнее регулирование.
"Приведу простой пример. В Казахстане при страховании гражданско-правовой ответственности автовладельца кешбэк запрещен. То есть государство, регулятор демотивируют людей пользоваться кредитными карточками. Я думаю, что продукт может быть дешевле минимум на 25%, если бы не жесткое регулирование. В то же время если говорить о перспективах, то, по моему мнению, даже через год мы не получим хотя бы 15% проникновения электронного страхования в нашей стране. И проблема в том, что инфраструктура построена так, чтобы продажа этих продуктов тормозилась регулирующими структурами", – поделился Уманов.
Генеральный менеджер рейтингового агенства A.M. Best Василис Катсипис перечислил основные риски для страховых компаний.
"Блокчейн и Big Data несут угрозу для тех, кто не развивается в этом направлении. К известным рискам, с которыми сталкивается страховая отрасль, относятся снижение ставок на инвестиции и, соответственно, инвестицонного дохода. А к новым – изменение климата, киберугроза и кража данных, что актуально сегодня", – подчеркнул он.
Экс-глава лондонского Lloyd's Инга Бил также считает, что сейчас главный вызов для игроков – это кибератаки.
"Цифровой ландшафт становится все более сложным. И чем больше вещей связаны друг с другом, тем уязвимее данные. При этом сами технологии становятся сложнее. Единственным решением в борьбе с рисками является сотрудничество компаний между собой. Необходимо цифровые риски воспринимать серьезно, риск-менеджеры должны играть ведущую роль в выработке программ по управлению ими, а бизнесу – развивать культуру кибербезопасности. И, самое главное, компании не должны быть самодовольными относительно этих угроз. Нужно мыслить инновационно, чтобы страховой рынок смог отвечать всем угрозам", – резюмировала она.