Фонд по защите туристов не отвечает требованиям рынка - АТАК

С вывозом туристов проблем у туркомпаний не было. Львиная доля расходов приходится на возмещение ущерба тем туристам, которые еще не выехали на курорт, но уже купили путевки

11 августа 2016 года
    

Проблемы вывоза туристов, которые намерен решать создаваемый фонд по защите туристов "Туристік Қамқор", не самые насущные. Более того, все эти годы никогда не возникало проблем с возвратом казахстанцев на родину в случае форс-мажоров, поскольку туристические компании обеспечивали возвращение своих клиентов, оплачивая авиакомпаниям депозит за один-два рейса. Об этом LS сообщила директор Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) и руководитель Labean Tour Эльнара Етимова.

По ее словам, несмотря на то что рынок туризма последние годы лихорадит от мошенничества, туристы всегда вывозятся и без каких-либо проблем.

"Как правило, на чартерных рейсах туроператор в начале сезона кладет на депозит авиакомпаний деньги за один-два рейса, помимо этого, они были застрахованы. За счет этих средств и был осуществлен вывоз. Кроме того, во всей схеме фонда предусмотрен вывоз на чартерных рейсах, а ведь есть еще поездки на регулярных рейсах, которые опять же не рассматриваются", – отмечает она.

Гораздо важнее разобраться с другой трудностью – защитить тех туристов, что выкупили туры на даты после форс-мажорных событий.

"Это называется глубина продаж – когда вы купили путевку в мае, едете в августе, а в июле оператор разорился. Страдают туристы, которые выкупили туры на два-три месяца вперед, и те, кто выкупил просто наземное обслуживание у этих операторов. Таким образом, мы получаем, что глубина продаж никак не защищена. Зачем снова делать акцент на вывозе туристов, когда страдают и турфирмы, и потребитель на глубине продаж? Турфирмы закладывают имущество, берут в долг, только чтобы вновь оплатить путевки и не потерять свой авторитет на рынке", - констатирует Етимова.

Именно эту, по ее словам, основную проблему фонд никак не решает. Свое видение по данному вопросу представила Ассоциация финансистов Казахстана (АФК). Однако мнение АТАК, как отметила собеседница, так и не было учтено.

При этом несогласных с идеями фонда по защите туристов, добавляет туроператор, немало. А отказаться платить взносы участники рынка не имеют права – норма прописана в законодательстве.

"Но исправить все нюансы для защиты туристов пока еще не поздно. Сейчас мы ведем совместную работу в этом направлении с НПП "Атамекен", – заключила собеседница LS.

С предлагаемыми нормами не согласна и президент Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаева. С ее слов, созданный фонд не отвечает требованиям рынка и не решает действительно актуальных проблем, а именно глубины продаж.

"На данный момент администратор системы, кто бы он ни был, и фонд, который сформировался, не отвечают требованиям рынка. Закон ("О туристской деятельности"), по моему мнению, никак не защищает турагентства и тех туристов, которые еще не успели воспользоваться своей путевкой. Да, мы обращались в госорганы, и поправки делали, и спорили. Но на данный момент позиция государства такова – ему неинтересно оставлять туристов в другой стране, поэтому таким методом они себя обезопасили. А остальные в судебном порядке подают в суд на турагентство, которое обращается в страховую компанию, где им отказывают. Судебные тяжбы длятся годами. В итоге турагентства, чтобы не потерять своих клиентов и не выслушивать скандалы, выплачивают свои деньги. Я знаю людей, которые продали квартиры, машины, чтобы рассчитаться с туристами. Турагентства остаются со своими проблемами один на один", – констатирует она.

К слову, Нуркебаева считает, что сумма взноса для фонда будет включена в стоимость турпакета (0,5 МРП, или 1060 тенге, составляет размер взноса), и в итоге платить за все будут туристы.

"При чем тут компании? Фонд планирует взимать деньги с туристов – будет наценка на турпакеты. Туроператоры как ничего не платили, так и не будут ничего платить. А туристам что еще надо? Обезопасить свою поездку, и за это придется платить. От самих туристов тоже многое зависит. Люди в погоне за дешевыми турами обращаются в ненадежные компании, а потом государство их должно вывозить", – недоумевает она.

Президент ассоциации подчеркнула, что на возмещение потерь туристам, купившим путевки уже после чрезвычайной ситуации, уходит львиная доля средств туркомпаний.

"По сути, фонд для экстренного вывоза туристов не нужен, потому что с вывозом у нас никогда проблем не было. Туристы были готовы платить $100-150, чтобы выехать. А вот те расходы, которые несут туристы, еще не выехавшие, – восстановление брони, оплата по второму разу – на них и приходится львиная доля расходов. Траты распределяются так: примерно 10% приходится на экстренный вывоз туристов и 90% на потери на глубине продаж. В среднем по рынку в этом сезоне на чартерных и регулярных рейсах в Турцию улетит 200 тыс. человек. Если путевка в среднем стоит $1 тыс., то в итоге получаем $200 млн", – подсчитывает она.

Вину за сложившуюся ситуацию и неправильную расстановку приоритетов собеседница LS возлагает на департамент индустрии туризма министерства по инвестициям и развитию.

"Инициатором закона был департамент индустрии туризма. Если разобраться, кому претензии предъявлять, то именно к ним, они не продумали до конца закон. Да, мы участвовали в обсуждении законопроекта, ругались, представляли свои проекты – это длилось полтора года. Но закон приняли в той форме, в которой он сейчас есть", - признает Нуркебаева.

Между тем руководитель фонда и по совместительству директор Ассоциации туроператоров Казахстана и фирмы "Саят" Инна Рей допустила, что в будущем, по мере накопления средств, вопрос глубины продаж может быть включен в компетенцию организации.

"Сейчас пока речь идет об экстренных случаях, потому что процесс накопления средств будет долгим, поскольку количество туристов резко сократилось. Поэтому рассчитывать на быстрые большие деньги, которые позволят фонду оперативно и безопасно работать, не приходится. Но по мере накопления средств мы рассматриваем возможность использования их в других критических ситуациях, которые могут возникнуть на рынке", – полагает она.

При этом Инна Рей согласна с коллегами и считает, что проблема глубины продаж серьезна и требует внимательного рассмотрения.

"Если такая ситуация происходит, речь идет о чистом мошенничестве, и надо подавать в суд. Из казахстанских туристов у нас всем, кто обратился, и это входило в гражданско-правовую ответственность туроператора или турагента, деньги вернули. Факт, что страховые фирмы поддержали турагентов и туроператоров и возместили большие суммы. Основная часть клиентов, я думаю, свои средства получила. Другое дело, что турагенты и туроператоры пострадали, не все суммы им удалось вернуть через страхование, поэтому какая-то часть потраченных средств не была восстановлена", – признает она.

Вместе с тем глава фонда утверждает, что вопрос экстренного вывоза туристов должен быть и является главным приоритетом как новой организации, так и правительства. Рей напомнила о многочисленных случаях банкротства туроператоров и авиаперевозчиков, повлекших за собой многочисленные финансовые потери туристов и участников рынка.

"Вы же знаете, три года подряд у нас туристы оставались за границей и для их вывоза использовались государственные средства, самолеты МЧС. О чем разговор? Представим, что у турфирмы лежит депозит в авиакомпании. А ведь с перевозчиком тоже может что-то случиться. И до сих пор именно так и случалось. Речь о том, что во время крупных чартерных программ может произойти разорение туроператора или банкротство авиакомпании, или какие-то еще проблемы, связанные с невозможностью вывоза туристов тем методом, который был предусмотрен", – уточняет она.

Но, добавляет собеседница LS, если туркомпании могут выполнить свои обязательства и вывезти туристов, то ни о какой экстренной ситуации речи не идет.

"Если по какой-то причине туроператор не вывез туристов, то тогда берутся средства фонда и никаких частных или личных средств турагентства не тратится. Речь идет о той ситуации, когда они (туркомпании. – Прим. LS) уже не участвуют в процессе: вот случилась чрезвычайная ситуация, остались туристы за границей, и в их вывозе участвует фонд", – пояснила она.

Ранее LS сообщал, что в Казахстане будет создан страховой фонд для выплаты компенсаций пострадавшим туристам. Решение о необходимости создания фонда было принято после скандального банкротства туроператора Travelsystem в 2015 году,в результате чего туристы из Казахстана были выселены из своих отелей. Годом ранее обанкротилась компания "Гульнар Тур", и сотни казахстанцев не смогли вернуться из-за рубежа на родину.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.