На казахстанские проекты ГЧП требуется более триллиона тенге

Многие инвестиционные проекты государства пересматриваются и оптимизируются затраты

25 октября 2016 года
    

На реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) понадобится порядка 1,1 трлн тенге. Об этом корреспонденту LS рассказал вице-президент Казахстанского центра ГЧП Ерлан Жакин.

Он объяснил, с какими проблемами сталкиваются государство и компании при реализации проектов.

- Добрый день. Расскажите пожалуйста, сколько проектов государственно-частного партнерства реализуется или готовится к реализации в Казахстане?

- По официальной статистике, на август 2016 года 274 проекта находятся на различных стадиях. То есть некоторые проходят экспертизы, некоторые на этапе конкурсных процедур, некоторые на конкурсной основе, некоторые на стадии подписания, некоторые реализуются или уже реализованы. Из них 253 регионального уровня, то есть когда заказчиками являются акиматы, и 21 республиканский проект, то есть инициаторы – министерства. По предварительным оценкам, на реализацию проектов понадобится порядка 1,1 трлн тенге.

- Сколько объектов уже строится?

- Что касается заключенных договоров, в прошлом году были подписаны договоры на строительство 11 детских садов в Усть-Каменогорске и Семее. Также есть проекты в сфере железнодорожного строительства, линия электропередач, пассажирский терминал и другие. Сегодня в ряде регионов заключены договоры на строительство социальных объектов, объектов здравоохранения и так далее. Всего на стадии конкурса в 2016 году четыре-пять проектов, планируется до конца года подписать еще три - четыре договора на региональном уровне. 

- Маловато будет…

- ГЧП – это новое направление и законодательно данный вид партнерства урегулирован в прошлом году. Из-за новизны возникают некоторые вопросы в понимании. Наверное, основная проблема для госпартнера заключается в нехватке квалифицированных кадров. Нет квалифицированных менеджеров, которые могут структурировать проект, разработать документацию для вывода проекта на конкурс. Что касается частных партнеров – они боятся входить в долгосрочные отношения. Средний срок контракта ГЧП – 10-15 лет. Это смущает бизнесменов, которые привыкли получать деньги сейчас и сразу.

- Как эти проблемы решаются?

- Мы проводим встречи с бизнес-партнерами и разъясняем принципы ГЧП. Также мы, как центр ГЧП инициируем корректировки в законодательство на основании полученных предложений по итогам встреч с различными экспертами, бизнесом и государственными учреждениями. Для того, чтобы предостеречь реализацию некачественных проектов – проводится экономическая экспертиза перед выходом проекта. Тут рассматривается, насколько качественно проработан проект, насколько он эффективен и выгоден как государству, так и бизнесу. Если проект не приносит профита для государства и частного партнерства, то такой проект не достигает этапа конкурса. Также после заключения договора ГЧП, на этапе реализации проекта периодически проводится мониторинг и оценка его реализации. Если есть недочеты в процессе строительства или эксплуатации, то такие факторы заранее предотвращаются и предупреждаются. Также мы недавно провели встречу с фондом "Даму" и банками второго уровня, где презентовали проект программы по финансированию региональных проектов ГЧП. Для предпринимателя, который будет профинансирован в рамках данной программы, будут созданы более оптимальные условия по кредитованию. Бывает, частным компаниям не хватает собственных средств для финансирования проекта. И тут на помощь приходит программа заимствования фонда Даму на удобных условиях по ставкам, выплате и другим критериям. 

- Является ли кризис тормозящим фактором для развития отрасли?

- Навряд ли. Многими признано на международной практике, что проект ГЧП эффективен как для частных партнеров, так и для государства. Кризис – период, когда применяется политика оптимизации бюджетных расходов. В этот момент сотрудничество государства и бизнеса позволяет управлять средствами более эффективно. Многие бюджетные инвестиционные проекты государства пересматриваются на возможность их реализации посредством механизма ГЧП. Сейчас государство предлагает частному партнеру новые возможности на расширение стабильного бизнеса по понятным и прозрачным правилам игры. То есть госпартнер всячески поддерживает бизнес в виде компенсации его инвестиционных затрат, субсидирования или мер государственной поддержки. Проект структурируется так, чтобы в нем генерировался доход для частного партнера. Тот же детский сад выгоден тем, что, к примеру, частный партнер получает возмещение части затрат за строительство объекта. Плюс бизнесмен получает доход за счет гарантрованного количества мест для размещения детей. А такие сферы, где есть тарифы (водоснабжение, энергетика и т.д.) проекты имеют высокую коммерческую привлекательность.

- Бывает, когда компания отказывается от проекта? Были ли на практике примеры ухода из проекта? Каким образом вы решаете эту проблему?

- Конкретно у нас таких случаев не было. 

Не так много проектов по которым заключены договоры и пока такой практики нет. В любом случае, если бизнесмен не соблюдает взятые на себя обязательства, госпартнер имеет право выбрать другого частного партнера. Условия расторжения договора ГЧП предусматриваются в договоре и подлежат урегулированию в судебном порядке.

- Предприниматели часто жалуются на бюджетные потери из-за изменений на валютном рынке, когда была заложена одна сумма, а по истечении времени требуется больше денег.

- Поэтому мы отошли от привязки к доллару и работаем в тенге. В тех проектах, где требуется ввоз оборудования из-за рубежа, предусматривается резервирование, хеджирование и другие возможности финансового рынка. Курс валюты возможно спрогнозировать на несколько лет, который соответствует примерному сроку строительства объекта один - три года. Поэтому приобретение дорогостоящего оборудования осуществляется на начальном этапе. В дальнейшем работа осуществляется только с тенговыми операциями. Благодаря чему погрешности в бюджете проекта минимальны.

- Сколько компаний вошло в проекты по ГЧП? Каково соотношение казахстанских и иностранных компаний?

- С учетом заключенных договоров на региональном уровне больше казахстанских компаний. Соотношение составляет примерно 70/30. В проекте строительства и эксплуатации пассажирского терминала в городе Актау работает турецкий консорциум. В строительстве детских садов Восточно-Казахстанской области сотрудничает казахстанско-китайская компания. 

Напомним, в июне министр финансов Бахыт Султанов предложил внедрение элементов государственно-частного партнерства в формирование затрат бюджета - предоставление предпринимателям государственных гарантий и поручительства. Другими словами, создавая предприятие по системе ГЧП, бизнес сможет привлекать деньги на рынке, а государство будет гарантировать объемы заказов, благодаря которым предприниматели смогут обеспечивать свои займы.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.