Международный валютный фонд (МВФ) указал Национальному банку на риски, связанные с его переездом в Нур-Султан, сообщает LS.
По мнению миссии МВФ, планы по воссозданию отдельного агентства финансового надзора в Алматы и по переезду Нацбанка в Нур-Султан сопряжены с рисками. В организации не исключают возможные упущения в переходный период и недостаточную степень надзора за банками и координации Нацбанка и правительства, а также потерю регулятором независимости.
"Такие риски учтены при внесении изменений в нормативно-правовую базу, связанную с созданием нового агентства, и должны учитываться на практике в ходе его создания. Официальные органы приступили к реализации масштабной программы действий на ближайшие несколько месяцев, включающей проведение оценки качества активов, передислокацию Национального банка и создание нового надзорного агентства", - добавили в миссии.
Также была отмечена важность информирования общественности и рынков об этих планах и действиях.
"В случае необходимости официальным органам следует обратиться в МВФ с просьбой о предоставлении технической помощи, а также о проведении нового обзора в рамках программы МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора", - сообщается в документе.
Более того, миссия МВФ отметила важность планируемой внешней оценки качества активов средних и крупных банков. По их мнению, это должно заложить основу давно ожидаемого укрепления банковского сектора.
"Потребуется четкое информационное освещение этой работы, наряду с комплексными мерами по обеспечению устойчивости балансов банков, а также рентабельности и стабильности их операций. В ходе оценки качества активов может быть выявлена необходимость дополнительной капитализации", - сообщили в структуре.
По их мнению, любая государственная поддержка должна предоставляться только системообразующим и жизнеспособным банкам при условии участия действующих акционеров и из средств бюджета, а не Национального банка.
Также миссия МВФ отмечает, что недавние шаги – прежде всего, переоценка стоимости приобретенных активов – могут способствовать активизации реализации активов государственным Фондом проблемных активов.
Что касается налогово-бюджетной политики, в качестве приоритетной задачи на ближайшую перспективу обоснованно рассматривается политика обеспечения инклюзивного роста, прежде всего, усиление социальной поддержки, а также развитие регионов и сельских территорий.
"Инициативы в уточненном бюджете на 2019 год предусматривают повышение заработной платы низкооплачиваемым государственным служащим, обеспечение жильем и другую финансовую поддержку уязвимых категорий домашних хозяйств, снижение долговой нагрузки заемщиков с низкими доходами, а также инвестиции в инфраструктуру регионов и сельских территорий. Несмотря на рост ненефтяных доходов вследствие улучшения администрирования, реализация этих инициатив приведет к повышению дефицита бюджета в 2019 году в среднесрочный период и потребует дополнительного финансирования, включая увеличение трансфертов из Национального фонда", - отметили в организации.
Миссия МВФ также обращает внимание на наличие оснований для увеличения государственной поддержки уязвимых категорий населения, но не приветствует повышение ненефтяного дефицита, учитывая важность продолжения консолидации и дальнейшего наращивания буферных запасов.
Кроме того, в структуре отметили важность ускорения реализации структурных реформ для обеспечения диверсификации и устойчивого инклюзивного роста.
"Миссия МВФ разделяет мнение о том, что приоритетными задачами являются развитие конкуренции, повышение производительности, развитие несырьевых секторов, углубление интеграции на региональном уровне, улучшение условий ведения бизнеса в целях стимулирования предпринимательства и привлечения инвестиций, повышение эффективности работы государственных органов и управления, корректировка соглашений с региональными и местными органами государственного управления о распределении доходов, а также совершенствование политики в области образования и здравоохранения", - сообщили в миссии.
Вдобавок была отмечена важность усилий по укреплению защиты прав собственности и процедур банкротства.
"Наблюдается прогресс в приватизации небольших предприятий. Однако необходимы энергичные усилия по активизации первичного публичного размещения акций крупных предприятий в нефтегазовом секторе, в секторе телекоммуникаций, в авиационной промышленности, в энергетическом секторе и в железнодорожной отрасли", - резюмируют в миссии.