70% оборота розничных продаж в Казахстане находятся в серой зоне. Об этом LS сообщили в нацпалате "Атамекен".
В организации озвучили результаты исследования ассоциации "Форум предпринимателей Казахстана", согласно которым доля оборота ненаблюдаемого сектора в денежном выражении составляет 15 трлн тенге.
"При этом данные комитета по статистике ограничиваются 8,8 трлн тенге, а Комитет государственных доходов указывает, что ненаблюдаемый сегмент в ретейле составляет не более 4 трлн тенге", - заметили в НПП.
В организации озвучили данные министерства национальной экономики, согласно которым в 2017 году объем "серой" зоны в экономике составлял 25,5% от ВВП. Из этого на производство услуг приходилось 20%, остальные 5,5% – это выпуск товаров. Большая часть не учитываемого денежно-товарного оборота уходило на оптовую и розничную торговлю – 6,6%.
"Результаты исследования показывают, что в секторе торговли ненаблюдаемая доля достигает 54% от валовой добавленной стоимости (ВДС), что составляет 4,3 трлн тенге. Только в 2016 году финансовые потери госбюджета от недополученных акцизных поступлений насчитывают порядка 11,5 млрд тенге. Стоит отметить, что в макромасштабе это не вся отрасль торговли. Если смотреть в широком смысле, значительная доля теневого оборота сохраняется в отрасли операции с недвижимым имуществом, транспорта и логистики, в сфере параллельного импорта автозапчастей, таможенных операций в части импорта из Китая", - пояснили в нацпалате.
В организации обратили внимание на то, что исследование "Разработка системных мер по улучшению бизнес климата, по поддержке бизнеса и вывода его из тени" было заказано МНЭ. На его проведение из госбюджета было выделено 50 млн тенге. Предполагается, что в рамках пилотного теневая экономика будет сокращена при помощи внедрения цифровизации и увеличения доли безналичных оборотов МСБ, занятых в розничной торговле и сфере услуг.
В НПП добавили, что по расчетам независимых аналитических агентств, в Казахстане торговые сети в объеме розничного товарооборота занимают 12%, магазины у дома – 50-60%, открытые оптовые и розничные рынки – до 40%.
"Несмотря на высокую конкуренцию в сегменте, мы наблюдаем интерес со стороны иностранных игроков. Свидетельством этому можно назвать планы белорусского бизнеса по построению модульных "магазинов у дома" в Астане и Алматы (50-120 кв. м) для продвижения продукции Беларуси, России, Украины и Чехии. В 2019 году запланировано открытие 35 магазинов категории В и С* Алматы, к 2022 году – 100 магазинов в крупных городах РК.
"МСБ для исследования был выбран из-за низкого процента автоматизации, высокой доли серого оборота, значительного уровня неформальной занятости, высокого процента по услугам банков. Данные аспекты негативно отражаются и на потребительском уровне. Это высокий риск по безопасности и качеству товаров, низкое качество продукции и отсутствие гарантирования, ограниченные возможности по безналичной оплате", - заметили в "Атамекене".
В организации пояснили, что на основании причин теневого оборота МСБ в торговле и услугах были сформированы четыре рекомендации:
Первая. Вовлечение населения в безналичные оплаты и требования чеков. Необходимы меры, прямо стимулирующие граждан к безналичным формам расчетов, повышающие качество их жизни и нулевой терпимости к уклонению от налогов предпринимателей.
Вторая. Легализация наемных сотрудников в малом бизнесе.
"Более 1 млн населения неформально занятых в торговле и услугах получают доход наличными. Высокий уровень неформальной занятости в малом бизнесе связан существенной нагрузки для формализации наемных сотрудников и сложного чета по ФОТ", - пояснили в НПП.
Третья. Развитие инфраструктуры для безналичных расчетов, цифровизации в бизнесе и госкомпаний. Причиной является высокая комиссия приема безналичных платежей в виде 2,5-3% для малого бизнеса при карточных платежных системах, неразвитость альтернативных форм приема безналичных платежей. Помимо этого, заметны слабый уровень цифровой грамотности, относительно чувствительная для малых предпринимателей стоимость оборудования для автоматизации, онлайн ККМ, POS-терминалов.
Четвертая. Модернизация госструктуры поддержки малого бизнеса. Для этого необходим пересмотр подходов госорганов к развитию МСБ и поддержке субъектов МБ со стороны правительства. Также, по мнению НПП, нужно усилить администрирование КГД, так как прослеживается высокий уровень нелегального оборота импортированных товаров и алкоголя.
Напомним, ранее LS сообщал, что в Казахстане растет доля теневой экономики.
Справка
*Категория В - магазины, площадью 100-300 кв. м, самообслуживание, дискаунты, универсамы; категория С - магазины, площадью 50-100 кв. м , универсамы, мини-маркеты, продукты.