Как новое агентство будет бороться с монополистами в Казахстане

Из-за монополизации экономика Казахстана теряет сотни миллиардов тенге

9 сентября 2020 года

В Казахстане создается Агентство по защите и развитию конкуренции. Председатель реорганизуемого комитета Рустам Ахметов сообщил LS о том, какие полномочия получит новое ведомство.  

По словам Ахметова, агентство появится после подписания указа президента. Его задачами станут демонополизация товарных рынков, жесткое регулирование государственных и частных монополий, снижению уровня участия государства в предпринимательстве.

Глава госоргана пояснил, что монополизация рынка приводит к сотням миллиардов тенге, которые ежегодно недополучает экономика Казахстана. Также сокращается число предпринимателей, появляются сговоры, необоснованно завышаются конечные цены казахстанской продукции.

Он привел в пример рынок электроэнергии, где в 14 регионах страны станции входят в одну группу компаний с энергоснабжающими организациями (ЭСО). Такие станции отказываются продавать электроэнергию чужим ЭСО. В итоге конкуренция отсутствует, а аффилированная со станцией компания не заинтересована в поиске более дешевого энергоисточника.

Также Ахметов коснулся рынка нефтепродуктов и сжиженного газа. По его словам, вход туда для новых предпринимателей практически исключен без договоренностей с монополистами-ресурсосодержателями.

"На данных рынках 95% товаров реализуется по прямым контрактам, как правило аффилированным поставщикам, что значительно искажает рыночное конкурентное ценообразование", – пояснил глава комитета.

Спикер обратил внимание, что сейчас поступает много жалоб от мелких оптовых и розничных поставщиков на непрозрачный механизм распределения нефтепродуктов. По мнению Ахметова, реализация ГСМ через биржу решит данные проблемы. Следующим шагом станет биржевая торговля сырьем.

Кроме того, если высокая концентрация рынка сложилась в результате избыточного административного регулирования, как на рынке строительства жилья и дорог, то будут отменяться излишние требования к деятельности предпринимателей и другие барьеры.

Если монополизация связана с использованием ограниченного ресурса, например, радиочастот на рынке связи или земли на рынках АПК, строительства, то применяется механизмы совместного использования ресурсов или их изъятия.

"Это когда сотовые компании должны дать возможность новым участникам рынка использовать принадлежащий им на праве аренды государственный радиочастотный ресурс", – объяснил Ахметов.

Если причиной монополизации стал высокий уровень государственного участия, здесь необходима реализация части активов национальных компаний и снижение их доли на рынке. Это потребует уменьшение непродуктивных затрат и повышения эффективности деятельности.

На отдельных товарных рынках эффективной мерой станет внедрение механизма смены операторов услуг.Часть данных мер уже заложена в Дорожной карте по развитию конкуренции. Они будут реализованы в течение двух лет. Другие наработки мы реализуем уже в новом статусе антимонопольного органа", – сообщил Ахметов.

Возвращаясь к биржевой торговле, глава госоргана отметил, что в данной сфере наблюдается ряд проблем.

"Некоторые участники используют несовершенство законодательства, слабый госконтроль за биржевой деятельностью. Например, реализация коммунально-бытового угля осуществляется через биржу, но неизменному кругу поставщиков. Свыше 90% объема угля продается на бирже только по бумаге. То есть нет операций ни по отгрузке угля, ни по оплате. Огромные, недоступные лоты от 100 до 300 тыс. тонн. Данные поставщики устанавливают наценки до 100%. В результате, если производитель отпускает уголь по цене 5 тыс. тенге за тонну, то так называемый виртуальный посредник продает мелкооптовым поставщикам по 10 тыс. тенге за тонну, а до населения цена доходит до 15-20 тыс. Тем самым, ежегодно из оборота изымается 25 млрд тенге", – привел пример Ахметов и добавил, что расследования проводятся каждый год, однако ситуация не меняется.

По мнению спикера, нужно изменить правила реализации чтобы исключить сделки, не обеспеченные оплатой и отгрузкой.

Помимо этого, Ахметов затронул тему дорогих авиабилетов. Он пояснил, что установка обоснованной цены возможна только в условиях настоящей конкуренции.

"На рынке услуг гражданской авиации мы наблюдаем значительное доминирование основного игрока, имеющего к тому же государственное участие и статус национального перевозчика. Это связано с наличием большого и современного авиапарка. В условиях, когда у других игроков нет средств на покупку новых бортов, значительно снижаются стимулы ценовой конкуренции у авиакомпаний. Что делать? Предоставить равный доступ к государственной поддержке, включая вопросы обеспечения авиакеросином, субсидирование лизинга с целью приобретения бортов недоминирующими компаниями", – заключил он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.