Как власти и бизнес хотят изменить Алматы

Перед городом встали новые вызовы

2 декабря 2021 года

Алматы начнут развивать по-новому. Заместитель акима Мухит Азирбаев рассказал о том, на чем будет акцентироваться мегаполис в ближайшей перспективе, передает LS.

В ходе своего выступления на Almaty Investment Forum он пояснил, что город нацелен стать региональным хабом по линии нового Шелкового пути. В связи с этим основное развитие будет приходиться на несколько секторов экономики.

Азирбаев отметил, что значительная доля работников (более 200 тыс. человек) живут в пригородах. Поэтому власти города намерены охватить близлежащие регионы для создания алматинской агломерации. Уже разрабатывается соответствующий закон. Пока что совместно с акиматом области уже готовятся проекты по транспортной системе, развитию МСБ, улучшению экологической ситуации и инфраструктуры.

На окраинах города уже проводят широкополосный интернет и другие коммунальные системы.

Также планируется привлекать инвестиции на новые технологии и цифровые проекты, так как в текущем году розничная электронная коммерция достигла 314,6 млрд тенге и будет расти. Так, была запущена программа акселерации для стартапов: два проекта реализовано, прорабатываются еще девять. Помимо этого, создается полноценный цифровой двойник Алматы для удобства бизнеса и населения.

Азирбаев добавил, что значительное внимание планируется уделить развитию креативной экономики. На текущий момент с данной отрасли уже поступило 37,7 млрд тенге, оказано услуг на 402,8 млрд тенге. Поэтому акиматом с частными партнерами было профинансировано 11 проектов на 562,4 млн тенге.

Кроме этого, Алматы планируется сделать центром туризма. Для удобства гостей из других городов и стран будут реализованы проекты на 24 млрд тенге в горной местности. Также уже запущены объекты с 54,4 млрд тенге инвестиций. Помимо этого, уже заработали четыре визит-центра на 1,3 млрд тенге, в 2022 году они дополнятся еще двумя на 455 млн тенге.

В целом для удобства жителей реализуется экономическая кластеризация районов, когда у каждой административной единицы определяются преимущества для дальнейшего развития.

Немалое внимание уделяется индустриальной зоне и СЭЗ "ПИТ" как центров для привлечения инвестиций в технологические и промышленные проекты. В них уже реализован 81 проект на 86,6 млрд тенге. Создано почти 6 тыс. рабочих мест.

Вкупе с развитием транспортной инфраструктуры и аэропорта, по мнению Азирбаева, Алматы сможет стать международным хабом.

В свою очередь глава группы Centras Ельдар Абдразаков высказал мнение, что бизнес должен знать, какие потребности есть у города, чтобы удовлетворить спрос.

Он пояснил, что на текущий момент страна хочет развить экспортную экономику. Однако для начала нужно удовлетворить внутренний спрос клиента.

"Если продукт не интересен внутри страны, он не будет интересен за рубежом", – уточнил бизнесмен.

По словам Абдразакова, текущим трендом является то, что "потребитель – король, и на него нужно ориентироваться".

Вызовами в текущем году стали эффективность, цифровизация и интеграция.

"Мы очень сильно отстаем из-за инертности бизнеса. Нужно быть более активными. Также цифровизация должна быть интегрирована во все цепочки, чтобы изменить процессы, которые драйвят нашу работу. Цифровая революция, или революция смартфонов, уже вошла в нашу жизнь, и мы идем к тому, что наш телефон будет знать о нашем эмоциональном состоянии больше, чем семья. Этим должен пользоваться бизнес и по этому пути должна развиваться экономика города и страны в целом", – пояснил он.

Абдразаков добавил, что на текущий момент крупнейшие бренды страны ассоциируются с нефтью и другим сырьем. По словам спикера, в дальнейшем нужно создавать бренды в сторону потребительского спроса и диджитала, где наблюдается троекратный рост. Эти сектора, по мнению бизнесмена, приоритетные как для Алматы, так и экономики Казахстана в целом.

Также Абдразаков посоветовал не забывать про урбанизацию, которая будет стоять на повестке страны в ближайшие 10-20 лет.

"Урбанизация приносит не только позитивные аспекты, как ускорение бизнеса и жизни, но и негативные – как повышение цен в мегагородах. Люди живут теснее, мы быстрее сводим таланты, но при этом одиночество становится более ощутимым. Люди чувствуют себя одиноко, и это сказывается", – заявил спикер.

Другой проблемой становится доступность автотрафика. В связи с этим бизнесмен посоветовал развивать транспортную сеть от пригорода к мегаполису и внутри самого города. Также нужно решить проблемы экологии и недостатка энергии.

"Мы думаем, что было бы хорошо приступить к пилотированию проектов, которые могут улучшить город. И смотреть, как они вживаются", – заметил он.

Он отметил и то, что Алматы будет развиваться в сторону "метрогорода", "полигорода" и "полицентричности", в связи с чем предложил активно подключать бизнес к данным процессам. При этом бизнесу необходимо не столько конкурировать, сколько развивать партнерские отношения в данном вопросе.

Тем временем глава Resmi Group Кайрат Мажибаев посоветовал акимату инвестировать в проекты не когда они доходят до критических показателей, а для того чтобы предупредить будущий спрос.

"Нужно инвестировать в инфраструктуру не когда она уже изношена, а в технологии, которые позволят улучшить транспорт или другие аспекты. В экологию – не когда воздух уже опасен для здоровья, а для того чтобы окружающая среда была еще здоровее", – заметил он.

Мажибаев также предложил обратить внимание на социальные бизнес-проекты, которые активно растут как в мире, так и в мегаполисе.

Между тем в акимате ожидают, что по итогам 2021 года общий объем привлеченных инвестиций составит 1,2 трлн тенге (почти 900 млрд тенге по итогам 10 месяцев). 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.