В Казахстане может существенно вырасти отпускная цена масла, если не решится вопрос с дефицитом сырья. Такой прогноз озвучил председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК) Ядыкар Ибрагимов, передает LS.
Он пояснил, что в текущем году в результате засухи в Восточно-Казахстанской, Абай и Павлодарской областях ожидается снижение урожая на 30-40% по сравнению с прошлым годом, когда показатель по сбору превышал 1 млн тонн. В этом же году он может не достигать и 850 тыс. тонн, по словам Ибрагимова.
"Из-за продолжающегося в мире сокращения урожая подсолнечника ориентировочно на 7-8 млн тонн, с учетом того, что снижаются показатели в Украине и России – у основных производителей семян, в предстоящем сезоне может произойти резкий рост цен на масло на мировом рынке. При этом отсутствие собственной семечки на внутреннем рынке создаст условия, при которых невозможно обеспечить потребность населения подсолнечным маслом, бороться с импортной инфляцией и, соответственно, стабилизировать цены на масложировую продукцию внутри республики", – пояснил он в ходе пресс-конференции.
Ибрагимов спрогнозировал, что если ситуация с дефицитом сырья для казахстанских производителей усилится, то отпускная цена на заводах может вырасти до двукратных показателей.
"Сейчас отпускная цена составляет 480-550 тенге за литр. Если ситуация ухудшится, данный показатель может достичь 800-900 тенге", – уточнил эксперт.
Ибрагимов заметил, что усугубить ситуацию с дефицитом семян в следующем сезоне может возможный ввод квот на вывоз. Ранее Зерновой союз предлагал ввести тарифные квоты на экспорт данного вида сырья в связи с тем, что ежегодно в стране остаются высокие показатели нерациональных запасов. По данным союза, в прошлом году они превысили 400 тыс. тонн на более чем 100 млрд тенге. В этом году могут превысить 326 тыс. тонн на более чем 55 млрд тенге.
По этому поводу Ибрагимов сообщил, что это официальные статданные, и назвал их завышенными. По подсчетам его ассоциации, 90% семян подсолнечника перерабатываются заводами. При этом на сентябрь запасы составляли 240 тыс. тонн, которые нельзя назвать рациональными, так как заводы их приобретают заранее.
В то же время, по информации эксперта, несмотря на введенную таможенную пошлину в 20%, но не менее 100 евро, с февраля по июнь 2023 года экспорт семян подсолнечника и ядра составил 64,7 тыс. тонн.
"За 10 месяцев (с сентября 2022 по июнь 2023 год) текущего сезона отгрузки масличного сырья составили 272,5 тыс. тонн, что на 49 тыс. тонн больше, чем за весь прошлый сезон (2021/22 – 223,7 тыс. тонн). Причем, если ядро перевести в семена, то общий вывезенный объем подсолнечника составит 306 тыс. тонн. Дальнейший экспорт семечки приведет к острому дефициту на внутреннем рынке и резкому снижению производства не только подсолнечного масла, но и высокобелкового корма, такого как шрот/жмых, и увеличению импорта масложировой продукции из России", – пояснил Ибрагимов.
В связи с этим глава ассоциации попросил не выделять квоты на беспошлинный вывоз семян подсолнечника из Казахстана в сезоне 2023-2024 года. Средства, поступающие от уплаты таможенной пошлины в бюджет страны, предложено возвращать сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий при сдаче подсолнечника на переработку отечественным маслозаводам.
Другой проблемой в НАПМК назвали сложности с возвратом НДС, из-за которых масложировые предприятия не могут получить миллиарды тенге.
По словам главного бухгалтера "Шымкентмай" Толегена Айтбаева, действующие правила ухудшают финансовую устойчивость экспортоориентированных отечественных предприятий. Эксперт уточнил, что заводы несколько лет не могут вернуть суммы превышения НДС из-за того, что аналитический отчет "Пирамида", формируемый налоговыми органами при подаче заявления на возврат превышения НДС, проверяет нарушения не только непосредственных поставщиков заявителя (поставщики первого уровня), но и поставщиков второго, третьего и последующих уровней.
"В конечном счете нарушения (не всегда реальные, также и формальные) на каком-нибудь уровне уменьшают сумму НДС, подлежащую возврату. Таким образом, возникает ситуация, когда добросовестные налогоплательщики платят по счетам недобросовестных налогоплательщиков", – пояснил он.
В связи с этим в ассоциации предложили для производителей товаров собственного производства снизить долю оборота по реализации, облагаемого по 0% ставке НДС (экспорт) в общем облагаемом обороте с 70% до 50%, требование которого отражено в подпункте 2 пункта 2 статьи 429 Налогового кодекса.
Также предложено ограничить ответственность заявителя (только для производителей переработанной продукции) по возврату превышения НДС суммами нарушений поставщиков только первого уровня, которые не были устранены в период налоговой проверки, аналитическим отчетом "Пирамида".
Третьей сложностью стали проблемы в логистике. Исполнительный директор PCD Group Сатыбалды Чалкаров высказался о том, что данный вопрос является серьезным барьером, так как нет приоритетности для производителей масложировой продукции.
В том числе, по данным ассоциации, на сегодня для отгрузки цистерн в направлении Китая подаются завышенные планы. Большое количество заявленных планов является превышающим возможности приемки на погранпереходе "Достык-Алашанькоу", в связи с чем представители КТЖ в ручном режиме срезают количество вагонов по каждой компании. По информации ассоциации, в результате добросовестные экспортеры, у которых реально есть товар и покупатель, не могут отгрузить свой объем, а те компании, которые просто подали планы, забирают слоты, при этом не делают отгрузки.
"По данным представителей КТЖ, с января по май 2023 года были согласованы планы на 38% цистерн (2 680) из всего заявленного объема (7 071), из которых в итоге были погружены всего 30% (803)", – поддержал коллегу коммерческий директор Qazaq Astyq Group Александр Буженица.
Ибрагимов в свою очередь добавил, что, в отличие от масла, такие товары, как уголь, руда и металлы, перевозят по железным дорогам в приоритетном порядке.
"У всех отраслей должен быть одинаковый доступ, но, как мы видим, одинакового доступа нет. Мы предлагаем объективное распределение планов на экспорт растительных масел в направлении КНР. Также необходимо приоритетно выдавать вагоны (КТТ) и согласовывать планы на перевозку СЗПТ (подсолнечное масло) и шрота/жмыха для отечественных птицефабрик и животноводства на внутреннем рынке. Оба предложения реализуемы на практике, причем по первому предложению можно взять аналогию распределения квот с участием ассоциации. Для выполнения второго предложения достаточно, если КТЖ выпустит приказ (аналогично выпускали приказ для отгрузки пшеницы и муки), чтобы в приоритете грузили масло и шрот/жмых для перевозки на внутреннем рынке", – заключил он.