Министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев в субботу 25 октября вместе со своими заместителями проверил ход реконструкции трассы Алматы-Капшагай и проекта строительства Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), передает LS. Руководители и представители компаний-подрядчиков рассказали главе ведомства о проделанной работе. Так, на сегодняшний день ремонтом охвачено 104 км трассы Алматы-Капшагай. Из них 10 км планируется сдать до конца 2014 года. Больше половины дороги - 63 км будет реконструировано под шестиполосную проезжую часть, а оставшийся 41 км – под четырехполосную. Все планируется завершить в 2016 году.
Выслушав отчеты и отметив важность данных проектов, глава ведомства отправился проверять другие участки, в то время как его первый заместитель Женис Касымбек рассказал журналистам о возможных инвесторах БАКАД.
"Очень большой интерес есть от Европейского банка развития и Всемирного банка, такие крупные компании инвестиционные компании, как Macquarie Group", - сообщил он. По его словам, для реализации подобных проектов нужны финансовые институты и строительные компании, имеющие опыт в управлении такими проектами. Что касается отечественных бизнесменов, то они объединяются для участия в проекте, так как осилить его тяжело. "Поэтому это будет консорциум однозначно", - заметил Ж.Касымбек, добавив, что инвестор определиться в 2015 году.
Протяженность кольцевой дороги, которая в отдельных участках будет состоять из шести и четырех полос - 66 км. По прогнозам ведомства, интенсивность на дороге составит более 38 тыс. автомобилей в сутки, расчетная скорость движения – до 140 км в час, как на трассе Алматы-Боровое. На БАКАДе предусмотрено строительство восьми развязок, девятнадцати мостов и эстакад и путепроводов. На реализацию проекта предусмотрено три года, его планируется сдать в эксплуатацию в 2018 году.
Представитель МИР РК пояснил, что необходимая законодательная база по концессиям была создана лишь недавно и поэтому сроки начала строительства несколько раз переносились. Также были проблемы с покупкой необходимых земель из-за ее стоимости. Теперь почти все вопросы улажены. В тех участках, где местные акиматы не смогли договориться с землевладельцами, решено строить дорогу в обход ряда населенных пунктов. Это, в свою очередь, снизило стоимость проекта с 50 млрд тенге до 9-10 млрд тенге.
Для того, чтобы проект стал привлекательным для инвесторов, по словам первого вице-министра Жениса Касымбека, предусмотрены гарантии. В случае отсутствия заложенного трафика, государство будет доплачивать инвесторам разницу. "Если наоборот, превышает (трафик - ред. LS), то они (инвесторы - ред. LS) эту разницу должны в бюджет возвращать. Предусмотрены валютные риски и другие риски, для того, чтобы концессионный проект стал удачным", - прокомментировал он.
Также Ж.Касымбек заявил, что трасса Алматы-Капшагай в 2017 году станет платной. "Работы на автодороге Алматы-Капшагай начались два года назад. Планируется, что на следующий год закончится проект. Дорога будет построена по параметрам первой технической категории с цементно-бетонным покрытием, - сказан он - Я считаю, что стоимость проезда должна быть, как по трассе Астана-Бурабай: 1 км - 1 тенге".
Асель Маратова. фото автора