Бизнес против тарифной политики ҚТЖ: за три года стоимость перевозок выросла вдвое

вчера

НПП "Атамекен" против повышения тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) в ближайшие пять лет, передает LS.

На текущий момент КРЕМ рассматривает заявку ҚТЖ по новым ценовым пределам минимального и максимального индекса к тарифам. Данная ситуация вызывает опасения у бизнеса. В НПП напомнили, что за последние годы тарифы неоднократно необоснованно повышались.

Что предлагает ҚТЖ?

В компании хотят сохранить максимальный индекс к тарифам на уровне 3,0. Однако в нацпалате опасаются, что это позволит перевозчику повышать тарифы три раза сверх утвержденного базового уровня

В качестве примера приводятся данные за последние три года.

В 2023 году жд тарифы (с учетом повышения составляющих общего тарифа – МЖС, локомотивная тяга) повышались трижды.

В 2024 году — пять раз, в 2025 году три раза.

"Особенно негативные последствия имело применение максимальных ценовых пределов весной 2025 года, когда тарифы на экспортные перевозки увеличились до коэффициента 3,0.  В мае на фоне резкого роста тарифов на экспортные ж/д перевозки и угрозы остановки целых отраслей экономики, нацпалата проводила оперативное совещание. Тогда бизнесом было обозначено, что решение вызвало замещение казахстанского угля российскими поставками, приостановку отгрузок и простои на предприятиях. К примеру, у "Казахмыс" наблюдалось повышение тарифа МЖС на экспорт продукции на 316%, "Каражыра" сократило экспорт угля на 35%", – говорится в сообщении..

По расчетам НПП, если в 2026 году базовый тариф на услуги МЖС будет увеличен на 38%, то с учетом ценовых пределов действующий тариф вырастет в 4,1 раза.  При этом, по их данным,  за последние три года тарифы на услуги МЖС и локомотивной тяги уже удвоились.

Свое мнение по поводу повышения тарифов высказали в отраслевых союзах.

"Это прямо повлияет на цены на муку, хлеб, комбикорм. Мы можем потерять целую отрасль переработки сельхозпродукции, а это тысячи рабочих мест", - высказали обеспокоенность в Союза зернопереработчиков Казахстана.

Их поддержали представители энергетического сектора.

"Начались тяжелейшие кризисы неплатежей со стороны энергетиков. Сегодня перевозка угля на 100 млн тенге обходится в 130 млн только по тарифу КТЖ, а ведь ранее это были 60 млн на 100 млн тенге угля", - резюмировал замгендиректора "Каражыра" Асет Сыдыков

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.