С Нового года Казахстан стал частью Таможенного Союза трех: РФ, РК и Беларуси. И хотя январь на пороге, немало вопросов возникает не только у простых граждан, но даже у самих чинов- ников и приближенных к таможням брокеров. Поэтому, несмотря на продолжающиеся ободряющие заявления чиновников трех стран, население последних остается в недоумении с привкусом ожидаемого негатива.
Начнем с того, что само вступление в Таможенный Союз (ТС) неоднократно связывалось с последующим общим или согласованным вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Предполагалось, что Россия в ходе переговоров по вступлению в ВТО отстоит свои национальные интересы, что благоприятно скажется на скорости аналогичного торга Казахстана с членами Организации. При этом торги по вступлению самой РФ в ВТО продолжаются уже достаточно долго. В российских СМИ даже предлагается отметить 16-ю годовщину с начала переговорного процесса. Но ТС – не апогей интеграции тройки. На неформальном саммите 19 декабря в Алматы президенты трех стран договорились о формировании в рамках ТС единого экономического пространства к 2012 году. Все последнее время представители властей России, Казахстана и Беларуси бодро рапортовали о том, что отстояли интересы именно своих стран. При этом они убеждали граждан, что потребительские товары не подорожают, а компании-производители получат беспошлинный доступ к новым рынкам. Однако очевидно, что компании с более низкой себестоимостью продукции увеличат продажи в соседних странах за счет вытеснения с рынка мелких коллег по цеху. В условиях ТС принять защитные меры в отношении казахстанского производителя можно будет только по факту того, что он несет серьезные потери в результате демпинга российских и белорусских конкурентов. И это еще нужно доказать. Но о таких неизбежных для производителя проблемах в предновогодней суете власти стараются не говорить. Со страхом ждут новообразования таможенные брокеры даже соседней России. «Я ездил по российским регионам, общался с коллегами по поводу рыночных стратегий после вступления в Таможенный Союз. Меня удивило, что многие таможенные брокеры в приграничных с Казахстаном областях России опасаются полного закрытия своей деятельности с началом действия ТС», - признался LS их казахстанский коллега. Если даже таможенные брокеры, образно говоря, «живущие» на таможне, не знают, чего им ожидать от нового Союза, то что уж говорить про простых граждан. В Казахстане наибольшие опасения у обывателей вызывает возможность повышения цен на потребительские товары и поддержанные иномарки. Не секрет, что львиную долю ТНП республика импортирует из Китая, который является третьей страной по отношению к ТС. И хотя тройка еще не договорилась о конкретных размерах ставок в отношении импорта ТНП физическими лицами из третьих стран, уже известно, что пошлины на китайские товары при ввозе «челноками» в Казахстан будут в целом повышены с 1 июля 2010 года. Дело в том, что наши пошлины в большинстве случаев после создания ТС «подтягиваются» до уровня российских. В РФ пошлины на ввоз «челноками» китайской одежды и обуви гораздо выше, чем в Казахстане. Аналогично и в отношении автомобилей. Если граждане РФ уже привыкли жить при ввозных пошлинах в 30% на новые авто, то казахстанцам предстоит только «вкус жизни» при высоких импортных пошлинах на транспорт. Но большую часть населения страны это изменение не коснется, поскольку в импорте автомобилей в Казахстан всегда превалировали подержанные иномарки. Их ожидает не меньший сюрприз. По словам заместителя председателя комитета таможенного контроля Игоря Тена, с 1 января 2010 года за ввоз подержанного легкового автомобиля старше 7 лет придется заплатить пошлину в 3 евро/см3 объема двигателя. Размер пошлины за ввоз, к примеру, иномарки 2002 года выпуска и старше с популярным рабочим объемом двигателя от 1,8 л до 2,2 л будет составлять 5,4-6,6 тыс. евро. Поскольку перечень товаров во взаимной торговле превышает 11 тыс. позиций, то и изменений в таможенной политике Казахстана будет очень много, и они разнонаправленные. То есть одни пошлины будут повышены, другие – снижены. Это и дает возможность чиновникам говорить о том, что после вступления в ТС Казахстан ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет. Но возникает масса интересных нюансов. К примеру, в ходе одного из форумов, посвященных вступлению в ТС, И.Тен заявил, что экспорт товаров из Казахстана в РФ с начала 2010 года не будет вообще фиксироваться казахстанской таможней. Как пояснил LS председатель Налогового комитета Даулет Ергожин, отслеживать движение товаров из Казахстана в РФ и в обратном направлении, а также заниматься вопросами возврата НД С при поставке товаров в соседнюю страну теперь будут фискальные органы республики. В отношении отдельных товаров стороны договорились предусмотреть переходный период, который позволит каждой из стран тройки иметь размер пошлин, отличный от единого таможенного тарифа (ЕТТ). При этом на многие из этих товаров ЕТТ будет введен лишь в 2015 году. Среди них, в частности, фигурируют лекарственные средства, медицинские приборы и другие товары. Не все гладко будет и в отношении перевозки грузов. Здесь больше всего пострадает казахстанская сторона. Ранее обеспечение прав перевозчика, которое заключалось в открытии депозита в банке, составляло в Беларуси – $150 тыс., в России 1 млн евро, в Казахстане – $50 тыс. Российская сторона в ходе переговоров готова пойти на уступки, снизив требование на 500 тыс. евро. Но из-за позиции Беларуси, в итоге, стороны пришли к компромиссу - 200 тыс. евро. При этом понятно, что для российских перевозчиков это действительно станет облегчением, а для казахстанских - серьезным барьером в бизнесе. Ведь емкость рынка перевозки в РФ и Казахстане несравнима. Таким образом, пока власти твердят о сплошных выгодах ТС, отдельные предприниматели и граждане пока видят для себя почти одни минусы. А якобы отвоеванные позиции по сельхозпродукции, чем любят бравировать наши переговорщики, на самом деле являются мифом. Ведь и до ТС Казахстан гораздо больше закупал продуктов в Беларуси и России, чем поставлял туда. А что будет с отменой пошлин на импорт из этих стран продовольствия? В страну импортируются даже продукты под национальными торговыми марками. К примеру, в ближайшем супермаркете можно купить концентрированное молоко «Айналайын», произведенное в Беларуси. С началом функционирования ТС такие тандемы российских и белорусских производителей и казахстанских владельцев популярных торговых марок могут получить большое распространение. Пострадают от этого госбюджет Казахстана и наш рынок труда в виде «экспорта» рабочих мест. А где же отстаивание интересов Казахстана в переговорах по ТС?
Валюта
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
USD/KZT
502.47
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
RUB/KZT
5.68
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
EUR/KZT
525.83
Рынки
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NASDAQ
12030.8
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
FTSE 100
7702.64
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
DOW Ind
33176.2
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
HKSE
19948.7
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
S&P 500
4079.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NYSE
15155.6
Товары
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Brent
73.52
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Платина
1048.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Газ
2.11
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Медь
3.865
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Серебро
26.225
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Золото
2055.1
ВСЕ РАЗДЕЛЫ