«Правила игры изменились»

8 октября 2012 года
Тендерные страсти вокруг корпоративного сектора подогревают интерес постоянно растущей аудитории поставщиков. Так к примеру годовой объем закупок только группы компании «Самрук-Қазына» достигает 4 триллионов тенге. О больших заказах с большими нулями и проблемах корпоративного сектора в электронном поле в эксклюзивном интервью с председателем правления ТОО «Центр Электронной Коммерции» Султанжаном Ахметовым.  - Очень прочно в сознании наших граждан устоялось ассоциативно добавлять слову тендер значения: взятки, откаты, коррупция и т.д. Как вы думаете, смогут ли электронные закупки занять свое место вне этого списка? - Думаю да.  Я не скажу, что электронные закупки это панацея от всех бед. Но однозначно то, что данная система очень сильно усложняет жизнь недобросовестных поставщиков и закупщиков. Раньше система работала так, что у заказчика всегда был основной поставщик, и с ним шли еще несколько неосновных, которые ему «подыгрывали», создавали видимую конкуренцию. Все шло в рамках определенных, оговоренных сумм. Но в онлайн формате правила игры изменились. И тот, с кем не договорились, может внезапно появиться и поставить свою цену. Теперь любой поставщик может предложить свои услуги, независимо от знакомства и т.д. Мы, грубо говоря, нарушили устоявшуюся систему поставщиков и заказчиков, которая формировалась несколько лет, такие системы существовали годами. Когда мы запустили портал  - они сразу разрушились. Но при этом нужно учитывать, что коррупция не уместна только в той части процесса электронных закупок, где процедуры автоматизированы и максимально прозрачны. Там же, где при проведении электронных закупок решения принимают люди (конкурсная или аукционная комиссия), риск коррупции  хоть и ниже, благодаря четкой регламентации принимаемых ими решений, но все же присутствует. - Сегодня мы видим активную работу государства в электронном поле закупок. Не могли бы вы объяснить пассивность в этом плане нашего корпоративного сектора? - Это всех и поражает, как так получилось, что государству с его бюрократизмом и с его зацементированными процессами удалось уйти гораздо дальше, чем корпоративному сектору. Это, по сути, большой парадокс. Я не могу сказать, что корпоративный сектор безнадежно отстал. Но в данном случае он не торопится, двигаться в создании электронных закупок или в подключении к порталу. Хотя именно они представляют реальный сектор экономики, где крутятся огромные суммы вокруг закупок. Причина возможно в том, что тот корпоративный сектор, о котором мы говорим, на самом деле квазигосударственный. И, с одной стороны, значительная часть их денежных средств, в том или ином виде профинансирована из государственного бюджета, а с другой стороны – государство вывело их из жестких рамок закона о госзакупках, позволив работать по своим  правилам закупок. Вы понимаете, что коррупция цепляется за свободу в выборе процедур   в закупках  корпоративного сектора, тогда как в электронных госзакупках   есть некий контроль. - А есть ли определенный критерий вредности от того, что они не участвуют в электронной системе. Не могли бы привести конкретные примеры. - В первую очередь нет той прозрачности, которая присутствует на сегодняшний день на портале ЭГЗ. Роль электронных госзакупок кардинально поменяло принцип, менталитет и образ мышления наших чиновников. Они начали понимать, что здесь нужно думать. Если мы говорим о поставщиках, то и они стали отстаивать свои позиции и действительно работать. Теперь бизнесмен должен действовать достаточно активно, и процесс полностью зависит от него. То есть все проходит прозрачно. С экономической точки зрения электронные госзакупки стимулируют местный бизнес, помогают развиваться отечественным производителям. Так получилось, что мы запустили систему электронных закупок в самый разгар кризиса. И это в какой-то мере помогло продержаться на плаву малому и среднему бизнесу, тому бизнесу, который никогда до этого не имел доступа к госзаказу. Теперь бизнесмены планируют свой день, заходят в Сеть, учатся работать с порталом. ЭГЗ дали шанс человеку зависеть от его деловых качеств и личных способностей, и, по сути, многие за этот спасательный круг ухватились. Кроме того, общеизвестно, что благодаря применению электронных процедур поставщики и заказчики получили прекрасную возможность  для сокращения временных и трудовых затрат на поиск контрагентов по поставкам товаров и услуг. Следовательно, не применение электронных закупок потенциально снижает эффективность работы корпоративного сектора. - Какой путь необходимо предпринять корпоративному сектору, чтобы включиться в процесс электронных закупок? - Корпоративный сектор сам определит нужный ему курс работ. Если сравнить калибр поставщиков, которые работают с государственным сектором и корпоративным, отличия большие.      Что нужно государственному сектору? Это строительство развязки, строительство школ и т.д. А если говорить про национальные компании, которые относятся к корпоративному сектору, они реализуют целые производственные объекты и линии.  Технологически интегрировать государственные и корпоративные закупки необходимо было еще вчера.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.