ПИФы vs. МММ: иррациональность выбора

14 июня 2012 года
Автор: Дамир Сейсебаев, управляющий директор АО «ORKEN Invest» Pentakismyriohexakisquilioletracosiohexacontapentagonalis – самое длинное слово в математике, состоящее из 57 букв и означающее многоугольник с 56 645 сторонами. Как слово и как объект  этот математический термин сложен для восприятия на сознательном уровне. Я, возможно, утрирую, но примерно так же сложны для восприятия некоторые финансовые термины для среднестатистических казахстанцев. Причины слабой востребованности паевых инвестиционных фондов в Казахстане – следующая тема моего блога. Мне, как человеку, непосредственно работавшему с паевыми фондами в период их становления, эта тема небезразлична. Очевидно, что отрасль коллективных инвестиций в Казахстане так и не состоялась в том виде, в котором она изначально задумывалась. ПИФы не смогли аккумулировать средства широких масс и стать источником долгосрочного увеличения благосостояния населения. Причинами слабого состояния отрасли можно считать (включая следующие, но, не ограничиваясь ими): влияние кризисов, слабость казахстанского фондового рынка, его незрелость, законодательные ограничения. Но рассмотрим эту тему в другой, параллельной плоскости. Количество пайщиков физлиц в Казахстане не превышает 1,3 тыс. человек, что составляет 0,02% от экономически активного населения. Количество вкладчиков финансовой пирамиды МММ-2011 Казахстан по некоторым данным составило 40 тыс. человек, а объем привлеченных средств по тем же данным оценивается в 200-320 млн. долларов. И это, судя по названию организации, было сделано за как максимум 1,5 года. Сравнение не совсем корректное, но меня интересуют вопросы: - Почему как механизм привлечения средств МММ-2011 оказался куда более эффективным, чем ПИФы? - В чем причины такого поведения людей? - Почему если как принято считать население ассоциирует ПИФы с финансовой пирамидой, то оно не несет деньги в ПИФы? Ответы на эти вопросы кроются в психологии. Конечно, сложно писать про психологию, но я попробую. В концепции «экономика поведения» (behavioral economics), противоположной концепции неоклассической экономики, говорится о том, что человек склонен к абсолютно нерациональному поведению. Действительно по своей природе человек – существо иррациональное. Он подвергается эмоциям, ведет себя необдуманно и совершает ошибки. Человек может прекрасно осознавать, что его действие заведомо  неправильное, может привести к плачевным результатам, но удержаться от его совершения он бывает не в состоянии. Участие в «МММ-2011» – пример иррационального поведения человека. Организация смогла построить систему так, что человек попадает в комфортную для него среду, общаясь с единомышленниками. Система проповедует справедливость, добро и взаимопомощь, таким образом, влияет на биохимические процессы мозга. Человек становится частью системы и проявляет активность в процессе привлечения новых средств в систему. Конечно, в какой-то момент в такой системе наступает «дилемма узника» (проблема теории игр, когда игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом), возникает диссонанс, рушатся прежние убеждения.  Но это происходит уже после выбора. Попадает человек в финансовую пирамиду просто. Возможность получения высокой прибыли за короткий период является наживкой - человек начинает проявлять интерес и собирать информацию. И чем проще и доступнее выглядит информация для него, тем более продаваемым становится продукт. Основная причина слабой востребованности рынка коллективных инвестиций также кроется  в психологии. И высокая финансовая грамотность отнюдь не гарантия успешности данного продукта. Программа по повышению финансовой грамотности неэффективна, так как она не может изменить склонность к нерациональному поведению инвестора. Пытаясь убедить человека инвестировать в ПИФы, консультант убеждает его сделать рациональный выбор, оперируя такими выражениями как  профессиональное управление, диверсификация, защита прав инвесторов, прозрачность и т.д. Невынужденной ошибкой консультанта может являться, во-первых, его представление о том, что перед ним  - «гомо экономикус», который принимает рациональные решения, а во-вторых, убеждение в том, что инвестиции в ПИФы – рациональный выбор. Но что самое интересное, выбирая ПИФ, начинающий инвестор принимает иррациональное решение, так как он не представляет стоимость активов, не может влиять на нее и не представляет результат принятого решения. Кроме того, управляющая компания ПИФа, инвестируя средства фонда, например в акции, зачастую принимает инвестиционное решение в условиях неопределенности, а, следовательно, ее выбор непредсказуем и результат принимаемого решения неизвестен, что по сути делает ее выбор иррациональным. И то, что кажется рациональным сегодня, может показаться иррациональным завтра. Мировой финансовый кризис – яркое тому подтверждение. Привлечение в ПИФы становится эффективным, когда фонд демонстрирует высокую доходность. Все остальное, по сути, не важно. Вспомним 2006-2007 годы, когда  билборды пестрили рекламой ПИФов, демонстрирующих доходность в несколько десятков процентов. Фонды, рекламирующие высокую доходность, смогли привлечь неплохие средства. Об этом стоит задуматься управляющим компаниям, брокерам, организаторам программы «Народное IPO». Промоутеры программы «Народное IPO» могут совершать точно такую же ошибку, как и финансовый консультант – убеждать сделать рациональный выбор. По описанным ранее причинам  участие в программе «Народное IPO» для большинства казахстанцев не будет рациональным выбором. Делать ставку организаторам IPO необходимо на иррациональность инвестора. Реклама, к примеру, недавней выплаты крупных дивидендов по акциям Казахтелекома будет очень эффективной. В завершение темы блога.  Остается надеяться, что рынок коллективных инвестиций начнет свое восстановление и последующий устойчивый рост. Но я убежден, что для этого необходимо 3 важных шага. Во-первых, постараться сохранить отрасль, во-вторых демонстрировать относительно высокую доходность, и в третьих – рекламировать такую доходность. © Содержание Блога целиком является собственностью его автора и  подлежит полному или частичному воспроизведению и/или распространению только с разрешения автора материала. Ссылка на источник обязательна.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.