Новая кредитно-денежная система откроет банкам «дешевое» фондирование

5 марта 2013 года
Первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз Атамекен» Рахим Ошакбаев обозначил существующие проблемы действующей модели денежно-кредитной политики Казахстана и порассуждал: почему необходимо создать концептуально новую систему «По-моему, действующая парадигма денежно-кредитной политики обеспечила ту макроэкономическую стабильность, которая позволяет нам достаточно прилично выглядеть как среди стран СНГ, так и среди стран переходного периода. Вместе с тем перед страной стоят новые вызовы в рамках «Стратегии 2050». В первую очередь – это поручение главы государства по удвоению доли МСБ в ВВП. Второе – индустриализация. Сейчас мы находимся на экваторе реализации программы ПФИИР», - говорит Р.Ошакбаев.

"Действующая парадигма денежно-кредитной политики обеспечила ту макроэкономическую стабильность, которая позволяет нам достаточно прилично выглядеть как среди стран СНГ, так и среди стран переходного периода. Вместе с тем перед страной стоят новые вызовы"

В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет от ВВП 17-18%; до 2030 года предполагается достичь отметки 35-36%.       По словам Р.Ошакбаева, сейчас уровень докризисного кредитования гораздо выше нынешнего. Так, объем кредитов к ВВП с 2007 года снизился с 56,5% до 31% в 2012 году. Доля кредитов малого бизнеса в общем объеме снизилась в 2 раза – с 11,7 до 5,8. «Ставки номинальные снижаются и достигли 10,7% в тенге и 7,5% в валюте. Но хотелось бы оперирования эффективными ставками. Но, к сожалению, статистика Нацбанка не собирает эти данные, у нас в стране нет информации. Кроме того, это – «средняя температура по больнице», так как нет дифференциации: сколько и по каким ставкам получают крупные заемщики, квазигосударственный сектор, МСБ», - отметил первый зампред правления НЭПК «Союз Атамекен». Например, продолжил он, МСБ на практике получает займы по ставке около 14% без учета скрытых комиссий, и существующие процентные ставки для бизнеса не приемлемы. «По данным Нацбанка, доля долгосрочных займов – около 80%, по их классификации это кредиты сроком более 1 года. Между тем, в обычае делового оборота в среднем это более 5 лет. Но таких данных – по срокам – тоже нет. Есть данные по пассивам более 5 лет – около 15% пассивов. Таким образом, у банков нет устойчивой долгосрочной базы фондирования. Косвенным показателем недостаточности долгосрочных займов является снижение инвестиций в основной капитал за счет заемных средств», -  говорит Ошакбаев.

"Новая кредитно-денежная система должна решать вопросы эффективных механизмов долгосрочного фондирования БВУ в тенге по доступным ставкам, осуществить финансовое оздоровление банков, а также хеджировать валютные риски доступными способами".

По словам эксперта, в Казахстане наблюдается ощутимая разница между кредитами в тенге и в валюте: «Это – серьезный мотив, чтобы заимствовать в валюте по более низкой ставке, несмотря на то, что доходность будет в тенге. У нас нет эффективных механизмов хеджирования валютных рисков как для банков, так и для заемщиков». Позитивно, что основным источником фондирования становятся депозиты, но при этом, считает Ошакбаев, структура депозитов остается непонятной: «Есть гипотезы, что часть их – депозиты Нацкомпаний, квазигосударственных органов. В ФНБ«Самрук-Казына» свободные денежные остатки на конец года составили около 2,7 млрд долларов в виде наличных на депозитах. Поэтому роль госсектора велика в создании базы фондирования банков. Внешние источники закрыты, принимая во внимания историю дефолта, двойных реструктуризаций. Пруденциальные ограничения по валюте также снижают стимулы к внешним заимствованиям. То есть, у банков нет устойчивой базы фондирования именно в тенге». Собеседник LS также констатирует: за посткризисный период существенного оздоровления баланса банков, ссудного портфеля так и не произошло: «На конец прошлого года текущий уровень проблемных займов в ссудном портфеле БВУ составляет 71% (сомнительные – 43%, безнадежные – 29%). Низкое качество портфеля ограничивает банкам возможность нового фондирования. При этом мы говорим, что у банков избыточная ликвидность. Но это – краткосрочная ликвидность, сформированная за счет депозитов. Низкое качество ссудного портфеля не позволяет расширять кредитование. Это особенно видно при сравнении с иностранными банками, недавно появившимися в Казахстане, которые не обременены кризисными токсичными активами и более деятельны». По мнению Ошакбаева, новая кредитно-денежная система должна решать вопросы эффективных механизмов долгосрочного фондирования БВУ в тенге по доступным ставкам (5-6% на выходе по долгосрочным кредитам), а также осуществить финансовое оздоровление банков. Третье – хеджировать валютные риски доступными способами. «Приходится констатировать, что инвестиционная и кредитная политика государства зачастую создает эффект «узкого бутылочного горлышка», когда при распределении бюджетных инвестиций задействуются только государственные институты развития (НУХ «КазАгро», ФНБ «Самрук-Казына», АО «БРК», АО «БРК-Лизинг»), слабо привлекая к процессу финансирования за счет средств госбюджета финансовую систему. При этом госструктуры не могут переработать весь тот спрос на кредиты, который есть на рынке», - констатирует первый зампред правления НЭПК «Союз Атамекен». «Требуется постепенный отказ от практики канализации государственного фондирования только через квазигосударственные структуры и в большей степени опираться на нашу финансовую систему – банки, лизинговые компании, МКО и сельские кредитные товарищества. Ну, и нельзя не упомянуть еще одну меру – выход государства из БВУ», - резюмировал Р.Ошакбаев. Как известно, 14 декабря 2012 года президент заявил о необходимости изменения денежной-кредитной политики в целях более эффективного решения текущих проблем финансового сектора, а также отражения угроз, которые могут появиться из-за неблагоприятной обстановки в мировой экономике. В связи с этим Глава государства поручил Национальному банку и правительству при координации администрации президента разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами. Подготовил Елтай ДАВЛЕНОВ, LS
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.