Бахытжан САРКЕЕВ, ФНБ «Самрук-Казына»: БОЛЕЕ 90% ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВ КАЗАХСТАНА ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА

9 декабря 2009 года
В нынешних условиях дефицита частных инвестиций существенно возрастает роль государственных институтов развития в реализации крупных инвестиционных проектов в Казахстане. О том, какие коррективы внес кризис в их деятельность, и как будет дальше выстраиваться стратегия, LS рассказал директор по управлению финансовыми институтами и институтами развития АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Бахытжан Саркеев. - Бахытжан Курманбаевич, с момента создания «Самрук-Казына» прошло больше года. Каковы основные результаты по направлениям деятельности? - Первый год был для нас очень насыщенным. Из наиболее значимых результатов этого периода можно отметить следующие. Во-первых, в условиях усиления кризисных явлений в экономике мы смогли уберечь от финансовых проблем наши крупные компании и обеспечить их нормальное функционирование. Благодаря этому не было допущено снижение производственных показателей компаний. Во-вторых, мы смогли добиться существенной экономии в своей деятельности. В частности, затраты по холдингу и его компаниям по сравнению с планом были снижены на 222 млрд тенге, в том числе административные расходы – на 11 млрд тенге. В-третьих, мы смогли стать эффективным антикризисным инструментом государства, благодаря которому оперативно были разработаны и реализованы стабилизационные меры и обеспечено целевое использование выделенных из Национального фонда средств. В-четвертых, мы смогли начать реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов, таких, как строительство Балхашской ТЭС, газохимического комплекса на западе Казахстана, железных дорог «Коргас–Жетыген» и «Узень–граница Туркменистана». Каждый из этих проектов требует значительных денежных вливаний, которые не могут быть осуществлены отдельными компаниями. Еще одним немаловажным результатом нашей деятельности является увеличение казахстанского содержания в проектах нацкомпаний. Так, если по состоянию на апрель 2009 года крупными компаниями с казахстанскими поставщиками было заключено договоров на сумму 300 млрд тенге, то на октябрь уже заключено договоров на сумму свыше 1 трлн тенге. - Часто приходится слышать критику относительно неповоротливости холдинга... - Данное объединение [госхолдингов «Самрук» и «Казына»] направлено на внедрение принципов корпоративного управления в дочерних компаниях, за счет чего обеспечивается целевое и эффективное использование выделенных государством средств. Благодаря системе корпоративного управления создается, так называемая, система сдержек и противовесов, когда решения принимаются разными заинтересованными сторонами. То есть они принимаются не одним лицом, как раньше, а проходят согласование через правление, совет директоров, куда входят представители акционера и независимые директора. Если решения масштабные или могут оказать большое влияние, они могут выноситься и на уровень акционера. Таким образом, создается многоступенчатая система принятия решений, которая предотвращает риски потерь государственных средств и обеспечивает эффективное решение поставленных государством задач. До создания «Самрук-Казыны» некоторые компании принимали такие решения в оперативном порядке, и на сегодняшний день мы пожинаем «плоды» этого. Например, вследствие этих решений мы имеем некоторые проекты, которые финансировались без тщательной проработки и согласования, и поэтому эти проекты на сегодня стали проблемными. Поэтому, несмотря на то, что эти процедуры длительные, они все-таки необходимы. - С другой стороны, ведь это излишняя бюрократизация. - Да, от наших компаний тоже поступает много жалоб о том, что усложнился процесс принятия решений. Отметим, что в начале внедрения этой системы мы встречали сопротивление со стороны самих компаний, которые привыкли работать по-старому. И, конечно же, в начале такая система немного «сбоит», потому что процесс немного бюрократизируется. Но, с другой стороны, удлинение по срокам принятия решений является следствием того, что у фонда недостаточно средств, и это является следствием всех проводимых оптимизация именно самой головной компании. - Как Вы оцениваете итоги антикризисной программы? Есть много жалоб, что средства не дошли до реального сектора. - Из выделенных государством средств Национального фонда в размере 10 млрд долларов, 9 млрд пошли через наш фонд. В тенговом эквиваленте это составляет 1,0875 млрд тенге. На сегодняшний день из этих средств в экономику уже направлено 875 млрд тенге, что составляет более 80% средств. Что было сделано на эти средства? Во-первых, мы приобрели акции четырех системообразующих банков, смогли обеспечить их необходимой ликвидностью для кредитования экономики, и сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря предпринятым нами мерам страна смогла избежать коллапса в банковской системе, и в целом удалось сохранить устойчивость финансовой системы. На сегодняшний день более 90% ликвидности банковской системы обеспечивается за счет средств государства. Во-вторых, мы смогли решить проблемы долевого строительства. На сегодняшний день нами введено в эксплуатацию 27 жилых объектов по Алматы и Астане. Также в данный момент ведется строительство 26 жилых комплексов, а до конца года планируется сдать в эксплуатацию 4 жилых комплекса в Астане. На эти цели предусмотрено 240 млрд. тенге. Они будут использованы в течение 2010-2011 годов. То есть их освоение зависит от технологического процесса и от того, что данные средства будут выделяться компаниям по мере завершения определенных этапов строительно-монтажных работ. В-третьих, мы смогли рефинансировать ипотечные займы свыше 31 тысячи заемщиков, которые получили возможность сегодня платить в среднем на 30% меньше, что является существенной экономией для семейного бюджета этих граждан. Например, если граждане раньше платили в месяц 150 тыс. тенге, то сегодня платят 100 тыс. Также мы смогли благодаря мерам поддержки МСБ, оказать поддержку свыше 2,5 тыс. предпринимателей, которые получили возможность рефинансировать свои текущие займы либо получить новые кредиты. Этими мерами поддержано свыше 8 тыс. рабочих мест. Что касается вопросов о том, почему средства не дошли до всех? Изначально мы не ставили целью доведение средств до всех людей. Потому что средства были целевыми. Например, по программе рефинансирования ипотечных займов мы ставили целью покрыть именно тех ипотечных заемщиков, которые не имели просрочки. В данном случае «выпала» огромная категория людей, у которых сложилась задолженности перед банками. И они действительно сегодня испытывают проблемы, потому что банки уже начинают предъявлять требования к этим плательщикам, выставляют их имущество на аукцион. Но проблемы таких категорий граждан требует других подходов в решении. Согласитесь, было бы неправильно и нерачительно направлять для поддержки таких проблемных заемщиков средства Национального фонда, который, вообще-то, предназначается будущим поколениям казахстанцев. Вопрос поддержки проблемных заемщиков решается на государственном уровне, потому что требует внесения изменения в законодательство. И оператором по таким вопросам будет точно не фонд «Самрук-Казына». Потому что фонд – финансовый институт. Мы используем выделенные средства только на возвратной основе. То есть нам средства выделяются на решение определенных задач: мы решаем эти задачи, а потом возвращаем эти средства в госказну. То же самое в отношении малого и среднего бизнеса. Средств, которые были выделены фонду на поддержку МСБ, изначально было недостаточно, так как докризисный объем банковского кредитования МСБ составлял 1,4 трлн тенге. Объем же средств, которые были направлены через нас, составляет всего лишь 120 млрд тенге. Тем не менее, мы смогли обеспечить поддержание темпов банковского кредитования. То есть за счет выделенных средств мы, конечно, не смогли покрыть всех нуждающихся предпринимателей, но дали сигнал остальному финансовому сектору, что малый бизнес нельзя бросать на произвол, что государство продолжит его поддержку. - Каковы ближайшие планы «Самрук-Казына»? - В дальнейшем фонд продолжит работу по оптимизации деятельности, выведению непрофильных активов, улучшению кадровой политики. «Самрук-Казына» продолжит работу по антикризисной программе, то есть все объекты долевого строительства, по которым фондом были приняты обязательства, будут завершены в 2010-2011 годах. В 2010 году фонд планирует внедрить новые инструменты поддержки предпринимательства, которые включают в себя не только финансовые, но и нефинансовые инструменты. В сфере корпоративного управления будет продолжена работа по внедрению систем управления рисками в наших дочерних компаниях, по доработке и определению стратегии развития дочерних компаний, по оптимизации бизнес-процессов и по выстраиванию эффективных отношений между дочерними компаниями и головной компанией, а также между самим фондом и единственным акционером – правительством и госорганами. - Планируется ли оптимизация институтов развития в составе «Самрук-Казыны» или создание новых структур? - В октябре нынешнего года были приняты стратегические приоритеты развития Фонда «Самрук-Казына» до 2020 года. Это комплексный документ, который затрагивает все сферы деятельности Фонда и его дочерних структур. В соответствии с этой стратегией предполагается оптимизация деятельности национальных компаний, институтов развития и финансовых институтов. В частности, в соответствие с этой стратегией предусматривается создание управляющей компании, которая будет заниматься управлением инвестиционными фондами на базе объединения таких институтов, как «Казына Капитал менеджмент» и «Инвестиционный фонд Казахстана». С другой стороны, у нас на сегодня имеются проблемные проекты, прежде всего, по Инвестиционному фонду, из-за чего на сегодня он вынужден в основном заниматься реструктуризацией действующих проектов, а не финансированием новых. Поэтому сейчас рассматривается возможность по созданию новой структуры, которая будет заниматься управлением проблемными проектами и возвратом денег, вложенных в них. - Намерен ли холдинг провести дополнительную капитализацию в 2010 году своих финансовых «дочек»? - На следующий год из республиканского бюджета планируется дополнительная капитализация «Жилищного строительного сберегательного банка» (ЖССБ) в размере 1,8 млрд тенге на реализацию госпрограммы жилищного строительства. Отметим, что ЖССБ ежегодно получает определенные суммы от государства. Так, в 2009 году банк получил на капитализацию 1,9 млрд тенге. Кроме того, предполагается также капитализация «Инвестиционного фонда Казахстана» в размере 3,2 млрд тенге. Эти средства будут направлены на завершение реализации проекта по строительству железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. Это только часть средств. В целом, на реализацию этого проекта необходимо 7,6 млрд тенге, из которых 3,2 млрд тенге пойдут через Инвестфонд, остальные – через национальную компанию «Казахстан Темир Жолы», которая тоже участвует в реализации данного проекта. - Планирует ли «Самрук-Казына», как акционер институтов развития, провести ревизию их деятельности с тем, чтобы выяснить целесообразность их дальнейшего существования? - Эта работа нами уже проводится. Я уже отмечал в начале нашего разговора, что недавно была разработана и принята стратегия развития холдинга до 2020 года, которая предполагает оптимизацию некоторых дочерних компаний, а также создание новых структур. Нашей основной задачей является сделать так, чтобы институты развития были ближе к бизнесу. И в связи с этим будет проводиться функциональный анализ, пересматриваться внутренние процедуры. - Например? - Речь идет, в частности, о процедурах по рассмотрению и финансированию проектов. Мы хотим добиться того, чтобы заемщику уже в течение 15-20 дней давалась информация о возможности или невозможности финансирования его проекта. Процесс подачи и рассмотрения заявок мы хотим сделать прозрачным и понятным для всех, кто обращается в наши институты развития. - Будет ли «Самрук-Казына» продолжать рефинансирование ипотечных займов 2010 году? - Совсем недавно, 25 ноября, в Алматы мы проводили круглый стол, посвященный этим вопросам. Мы объявили о том, что продолжим реализацию данной программы. И на сегодняшний день мы готовим соответствующий проект постановления, в рамках которого предусматривается продолжение рефинансирования за счет высвобождаемых средств, то есть средств, которые поступают за счет ежемесячных платежей, а также за счет досрочного погашения платежей. В данном случае речь идет о заемщиках, заявки которых уже были одобрены кредитными комитетами, но не рефинансированы ввиду отсутствия средств. За счет этого предполагается рефинансировать еще около 2000 заемщиков. И осуществлять данную процедуру предполагается в течение периода доступности, а период доступности – это три года. Хотелось бы также отметить, что дополнительного выделения средств на программу рефинансирования ипотеки не предусматривается. - «Жилстройсбербанк» так и не стал популярным среди ипотечников. Будут ли вноситься какие-то изменения в его работе, чтобы привлечь массовых клиентов?- Изначально «Жилстройсбербанк» создавался государством как дополнительный инструмент по обеспечению доступности приобретения жилья. Это инструмент жилищных сбережений, когда те граждане, которые не имеют возможности получить единовременно кредит, имеют возможность накопить часть средств и затем купить жилье. Надо отметить, что на сегодня данный инструмент все-таки нашел свою нишу среди определенной группы граждан - в основном работников бюджетных организаций. На данный момент рассматривается возможность того, чтобы в будущем ЖССБ занимался также предоставлением ипотечных займов по льготным ставкам. Рассматриваются и другие варианты расширения перечня инструментов, которыми будет распоряжаться банк. - Фонду недвижимости «Самрук-Казына» было выделено 240 млрд тенге средств Нацфонда. Что было сделано с момента его создания? - Фонд недвижимости «Самрук-Казына» создавался с целью завершения объектов недостроенного жилья посредством их выкупа. То есть Фонд недвижимости сам выступает в роли дольщика. Кроме того, он также был для последующей сдачи жилья в аренду с последующим выкупом либо с последующей реализацией. С момента создания, то есть с марта этого года, Фондом проделана огромная работа. Были рассмотрены заявки более 80 компаний-застройщиков, на сегодняшний день Фонд определил 53 объекта, завершение строительства которых планируется до 2012 года. На сегодня уже финансируются 23 объекта в Астане, Алматы, Алматинской и Акмолинской областях. То есть фонд уже реально работает. В этом году планируется сдать 4 объекта в Астане. Фондом уже разработаны правила сдачи жилья в аренду с последующим выкупом. Эти правила в ближайшем будущем будут обсуждены на заседании совета директоров Фонда недвижимости, затем планируется провести разъяснительную работу среди населения касательно этих правил. Поэтому хотелось бы заверить всех заинтересованных людей, что с 2010 года в стране начнет реально функционировать институт арендного жилья через Фонд недвижимости «Самрук-Казына». - Вы говорите, что очень много сделано за год. Но почему-то все равно остается очень много недовольных работой госхолдинга. Почему? - Мне кажется, первая причина в том, что мы своими действиями разрушаем сложившиеся стереотипы. Многие люди воспринимают управление государственными активами как источник собственной наживы, считают, что половина выделенных средств должна идти на какие-то другие цели. Но мы пришли и изменили это. Мы говорим о том, что государственные средства должны быть сохранены, и каждый тенге должен быть направлен на запланированные и предусмотренные цели. И, управляя нашими активами, мы ставим перед собой задачу приумножить их, и принести прибыль государству. Вторая причина, наверное, в том, что ожидания в обществе по отношению к фонду завышены. Может быть, люди считают, что фонд должен работать как второе правительство. Но фонд этого не может – мы являемся инструментом по решению задач, которые ставит перед нами правительство. У людей завышены ожидания в отношении тех программ, которые мы реализуем. К нам обращается очень большое количество заемщиков, у которых на сегодня проблемы по выплате займов. К нам обращается огромное количество простых граждан, у которых есть семейные проблемы. Но мы – не государственный орган, у нас нет социальных задач. Наша задача – эффективно управлять государственными активами, приумножить их, и за счет выделенных нам государством средств выполнить поставленные задачи. В то же время к нам обращаются дольщики, которые недовольны тем, что, допустим, застройщик не соблюдает какие-то условия договоров. В данном случае мы говорим: «Это – взаимоотношения, которые должны регулироваться между вами без нашего участия. В крайнем случае, обращайтесь в суд. Мы этим не занимаемся. Мы - не арбитраж между дольщиками и застройщиками». В данном вопросе для нас основное – завершить объект долевого строительства и реализовать свободные квартиры. И дольщикам мы помогаем только тем, что завершаем строительство их недостроенных квартир.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.