Андрей СМЕЛКОВ, МТС/Neo: «МЫ ГОТОВЫ СНИЗИТЬ ЦЕНЫ НА 30-50%»

9 августа 2010 года
Шведская телекоммуникационная группа Tele2 активно проникает на казахстанский рынок. Завершив в марте сделку по приобретению 51%-ной доли в ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (МТС, бренд Neo), компания дает четкие первые сигналы о том, что ее тарифная политика будет весьма агрессивной. Сейчас Tele2 направляет свои усилия на снижение тарифов на интерконнект - звонки на сети других операторов внутри Казахстана. Об этом в интервью журналу «LS-Личный счет» с председателем правления МТС Андреем Смелковым. - Я так понимаю, процесс снижения платы за интерконнект может занять от 3-х до 5 лет? - Мы надеемся, что это пройдет гораздо быстрее. Мы надеемся на сговорчивость партнеров по рынку, что мы добровольно установили нормальные цивилизованные тарифы на интерконнект, как в других соседних странах. Если этого не произойдет, здесь, я думаю, уже будут включаться АЗК [Агентство по защите конкуренции] и Минсвязи [Министерство связи и информации], вносить определенные изменения в законодательство и будут регулировать тарифы. В этом случае процесс пойдет более болезненно, чем если бы мы добровольно обо всем договорились. - По данным АЗК, плата за интерконнект в России в 3 раза ниже, чем в Казахстане. То есть, предполагается снижение платы до российского уровня - 6 тенге за минуту? - В общем, да. По крайней мере, мы бы хотели этого. Если сравнивать ставки, то примерно так будет. - Желание АЗК понятно, но операторы могут предложить компромиссный вариант: что-то между 6-ю и текущими 20-ю тенге. Например, 14 тенге за минуту? - Рустам Александрович [Акбердин – зампред АЗК] из АЗК сказал, что ожидает резкого снижения от двух операторов. Но насколько резко они захотят снизить тарифы, мы посмотрим. - В Минсвязи полагают, что снижение тарифа за межсетевую связь не отразится сильно на доходах операторов… - Там проблема больше даже не в уровне доходов, а в том барьере, который установлен посредством высокой ставки интерконнекта, чтобы не отдавать абонентов, которые уйдут к нам, если эти барьеры будут снижены. Это потеря доли рынка. - Когда Вы ожидаете принятия решения по снижению тарифов со стороны операторов – лидеров рынка? - Сложно сказать. Боюсь предрекать какие-либо сроки, но нам хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее. - Абонентам вашей сети тоже звонят с Kcell и Beeline. Сколько составляет эта доля в общей массе звонков, и сколько процентов средств вам, в итоге, приходится отдавать Kcell и Beeline? - Я цифру не могу сказать, потому что это коммерческая тайна, но тарифы зеркальны. То есть, сколько они с нас берут денег, столько соответственно и мы с них. Но мы готовы этот тариф сделать 5 тенге. То есть, если они сделают звонки в свою сторону по 5 тенге за минуту, мы со своей стороны тоже готовы сделать 5 тенге за минуту. Хоть завтра. - Насколько вы планируете увеличить количество базовых станций? - Сейчас у нас 800 станций. Мы планируем поставить 2 тыс. базовых станций в ближайшие 3-5 лет. Но, я думаю, мы добьемся этого быстрее. - Какой доли рынка компания планирует достичь в ближайшие 3-5 лет? - Я сказал бы, минимум, 20% рынка, на что мы бы хотели ориентироваться, а верхняя граница будет хоть 100%, если будет такая возможность. - А сейчас сколько составляет ваша рыночная доля? - Доля у нас очень маленькая – меньше 5%. Мы на самом деле в самом начале пути. - Есть ли какая-то положительная динамика с момента завершения сделки по приобретению Теле2 доли в МТС по количеству абонентов, ARPU [среднемесячная выручка на одного абонента] и другим показателям? - Пока рано говорить о какой-то динамике. Скорее, ведутся некие подготовительные мероприятия для того, чтобы эта динамика в будущем резко усилилась. - Каких-то массовых пиар акций со стороны МТС пока не было, исключая тариф «5 тенге внутри сети» и «25 тенге вне сети»… - Мы запустили новый тарифный план «Просто 5», где стоимость звонка составляет 5 тенге внутри сети без абонентских плат, без каких-либо «спрятанных», завуалированных комиссий и с посекундной тарификацией. С нашей точки зрения, тариф неплохо воспринят рынком. Но, опять же, из-за того, что на звонки другим операторам мы вынуждены установить стоимость 25 тенге за минуту, естественно, абонентам это не нравится. Поэтому, даже платя по 5 тенге внутри сети, они вынуждены платить за звонки друзьям в Kcell и Beeline по 25 тенге. В этом проблема и заключается. - Но ведь есть вариант, когда оператор вносит плату за интерконнект из собственного капитала, чтобы привлечь массу новых абонентов и резко увеличить долю рынка… - Наверное, такой агрессивный вариант возможен, но это определенная работа в минус. Это достаточно тяжелый вариант развития событий. Это работа в минус, чтобы захватить долю рынка. - То есть, такой вариант не рассматривается вами? - Пока нет. Нам хотелось бы работать экономически обоснованно, делать тарифы, которые бы приносили прибыль компании. Позволяли бы нам инвестировать средства в развитие сети. - То есть, можно сказать, что развитие компании пойдет скорее эволюционным, чем революционным путем? - Революционный путь заключаться в том, что мы предложим очень привлекательные цены для казахстанцев, которые они не ожидают. - Насколько могут снизиться, в итоге, тарифы на сотовую связь? - Мы готовы снизить тарифы на 30-50%. - Прописывается ли в контракте с Минсвязи необходимость достижения к какому-то конкретному году определенного уровня покрытия, количества базовых станций и сумма инвестиций, как это происходит в странах Скандинавии для новых операторов? - Такого контракта еще не существует. Это неплохой опыт в Скандинавии, что такие контракты есть между субъектами. У нас пока такого нет, но АЗК заинтересовалось, даже попросило примеры таких контрактов, и, возможно, будет вводить их здесь. Справка LS: ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (МТС, бренд Neo) начала свою деятельность на рынке сотовой связи Казахстана в феврале 2007 года. В марте 2010 года шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 завершил сделку по покупке за $77 млн 51%-ной доли в МТС. Оставшаяся 49%-ная доля принадлежит Казахтелекому. Согласно данным компании AC&M Consulting, количество абонентов (действующих SIM-карт) МТС снизилось до 217 тыс. на 30 июня с 265 тыс. на 31 марта. Для сравнения: количество абонентов Beeline в Казахстане за это время увеличилось до 6,34 млн с 6,09 млн. Как указывается на официальном сайте Tele2, компания надеется довести число абонентов МТС до 400-450 тыс. к концу 2010 года. Кроме того, Tele2 планирует добиться следующих результатов в отношении казахстанского актива в текущем году: ARPU [среднемесячная выручка на одного абонента] – 40-45 шведских крон (официальный курс Нацбанка на 6 августа: 1 шведская крона – 20,66 тенге), EBITDA [прибыль до вычета расходов по процентам, налогообложению и амортизационным отчислениям] – 250 млн крон.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.