10 вопросов от инвесторов

26 февраля 2013 года
Состав еврозоны в ближайшем будущем не изменится, полагают в Standard & Poor’s. Приводя в своей статье ответы на десятку часто задаваемых вопросов о перспективах развития суверенного долгового рынка стран еврозоны, аналитики озвучивают мнение, что у стран-участниц нет причин покидать еврозону и возвращаться к национальной валюте. 1. Если Испания получит полный пакет финансовой помощи Европейского стабилизационного механизма, будет ли понижен суверенный рейтинг этой страны? Наши критерии присвоения рейтингов не предусматривают обязательного понижения текущего рейтинга «BBB-» в случае «Негативного» прогноза по этому рейтингу. Испания уже запросила и получила финансовую помощь от Европейского стабилизационного механизма (ESM) в размере до 100 млрд евро, направленную на поддержку банковской системы страны. Если Испания примет решение направить запрос о предоставлении прямой полнообъемной финансовой помощи бюджету правительства с целью содействия выпуску суверенных облигаций, это можно рассматривать как признание правительством невозможности привлечения финансирования с рынков капитала по приемлемым ставкам. Однако мы считаем, что условия, которые могут быть предложены Испании в случае предоставления полного пакета финансовой поддержки, могут увеличить шансы успешной реализации амбициозных и сложных в политическом отношении фискальных и экономических реформ. Тем не менее мы ожидаем увеличения противодействия таким инициативам на региональном и национальном уровне в связи с продолжающимся падением располагаемого дохода в краткосрочном периоде и слабостью рынка труда Испании. 2. Когда будет присвоен рейтинг Европейскому стабилизационному механизму? Мы не получали запросов о присвоении рейтингов ESM. Наша политика не предусматривает присвоение рейтингов, основанное только на открытой информации, таким организациям, как ESM. Вместе с тем мы продолжаем публиковать рейтинг организации, которая была предшественницей ESM, — Европейского фонда финансовой стабильности с учетом структуры гарантий его акционеров — стран еврозоны.

Мы не ожидаем каких-либо политических инициатив, которые могут привести к радикальным изменениям в еврозоне

3. Почему прогноз по рейтингам Ирландии был пересмотрен с «Негативного» на «Стабильный»? Обмен краткосрочных векселей, предоставленных Правительством Ирландии Irish Bank Resolution Corporation (IBRC), на долгосрочные государственные облигации в феврале 2013 г. сократит затраты на обслуживание долга и снизит риск рефинансирования. Мы ожидаем, что в 2013 г., уже четвертый год подряд, Ирландия обеспечит профицит счета текущих операций, превышающий 3% ВВП, — после дефицита свыше 5% ВВП в 2007-м и 2008 гг. Прогноз «Стабильный» по рейтингам Ирландии отражает наше мнение о прогрессе этой страны на пути восстановления сбалансированности экономики и фискальной консолидации, с одной стороны, и рисках нестабильности финансового сектора и высокого уровня долга — с другой, а также наше мнение о неопределенных перспективах роста экономики Ирландии. 4. Почему Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s недавно подтвердила «Негативный» прогноз по рейтингам Португалии, несмотря на успешное возвращение страны на рынки коммерческого долга? Основным фактором, негативно влияющим на рейтинги Португалии, мы по-прежнему считаем значительный чистый внешний долг как государственного, так и частного сектора (в процентах от поступлений по счету текущих операций), который остается одним из самых высоких среди стран, имеющих рейтинги Standard & Poor’s. Кроме того, сохраняется риск социального противодействия происходящим изменениям. Уровень располагаемого дохода продолжает снижаться по мере сокращения заработной платы, роста безработицы, увеличения налогового бремени и сохранения сложных условий кредитования на внутреннем рынке. Основным риском проводимой политики мы считаем возможность того, что предстоящие решения Конституционного суда Португалии в отношении важных бюджетных инициатив в 2013 г. могут помешать правительству реализовать крупномасштабные программы бюджетной консолидации, связанные со значительными сокращениями расходов. 5. Насколько значительное влияние на суверенные рейтинги Франции оказывают недавно объявленные меры по регулированию рынка труда в этой стране? Впервые за много лет меры, направленные на увеличение конкурентоспособности французских компаний, занимают первое место на политической повестке дня. Правительство приняло решение реализовать некоторые меры, включая освобождение компаний от налога на оплату труда. В январе 2013 г. правительство также объявило о реформе рынка труда, которую мы оцениваем как достаточно важную: она предоставляет работодателям возможность сокращать рабочее время и заработную плату служащих в период экономического спада в обмен на гарантии сохранения занятости. Предложенная реформа в меньшей степени затрагивает уровень занятости или «двойственность» рынка труда во Франции. Однако мы считаем, что это предложение, если оно будет реализовано, поможет остановить тенденцию роста стоимости рабочей силы на единицу продукции или даже будет способствовать запуску обратного процесса. 6. Какое влияние на суверенный рейтинг Италии оказывают проводимые в стране всеобщие выборы? История слабых и фрагментированных коалиций в правительстве Италии частично объясняет высокий уровень государственного долга, который по состоянию на конец 2012 г. оценивался в 127% ВВП. Вместе с тем (и частично благодаря наблюдаемому в настоящее время первичному профициту бюджета) основным кредитным риском для Италии является снижение экономического роста, а не бюджетные показатели. Мы полагаем, что после выборов 25 февраля может измениться отношение правительства Италии к важным структурным реформам, призванным поддерживать темпы роста экономики страны. 7. В 2012 г. Греция дважды пережила дефолт. Сможет ли она избежать третьего дефолта? Мы присваиваем долгу Правительства Греции рейтинг на уровне «B-» со «Стабильным» прогнозом, поскольку отнюдь не считаем третий дефолт страны неизбежным. Кредитоспособность Греции может постепенно улучшиться благодаря продолжающейся поддержке со стороны партнеров по еврозоне, усовершенствованию системы налогового администрирования, приватизации государственных активов и либерализации сферы «защищенных профессий», что мы считаем необходимыми условиями поддержания роста экономики.

После выборов  отношение правительства Италии к важным структурным реформам, призванным поддерживать темпы роста экономики страны, может измениться

8. Окажется ли Кипр в дефолте? Какие последствия будет иметь дефолт Кипра для стран еврозоны?

Кипру присвоен суверенный кредитный рейтинг «CCC+» с «Негативным» прогнозом. Возможности получения правительством финансирования значительно сократились, а страны еврозоны не спешат разделить бремя кризиса банковского сектора Кипра, поэтому мы оцениваем риск дефолта по суверенному долгу как значительный и увеличивающийся. Существует вероятность — причем не менее, чем один к трем, что мы понизим суверенный рейтинг Кипра в 2013 г., например, если официальная финансовая помощь от ESM и/или МВФ не будет получена, что оставит правительству Кипра очень мало возможностей для получения финансирования помимо реструктуризации финансовых обязательств страны. Мы также можем понизить рейтинги, если сочтем, что правительство не сможет выполнить условия предоставления официальной финансовой поддержки. 9. Как вы можете прокомментировать присвоение Германии рейтинга «ААА», учитывая рост условных обязательств в связи с различными механизмами поддержки стран еврозоны? Прогноз изменения по рейтингу «ААА», присвоенному Германии, — «Стабильный», что отражает нашу оценку низкой вероятности понижения рейтингов в ближайшие два года. Рейтинг Германии основан на нашем мнении о мощной, современной, высоко диверсифицированной и конкурентной экономике, традиционно взвешенной экономической и бюджетной политике и способности абсорбировать крупномасштабные стрессовые ситуации в экономике. По нашему мнению часто упускается из виду тот факт, что условные обязательства, поддерживаемые Германией (такие как гарантии EFSF, неоплаченный капитал ESM или убытки по двусторонним займам Греции), выше, чем обязательства любой другой страны еврозоны только в абсолютном выражении. Однако в относительном выражении, как доля ВВП страны, условные обязательства Германии аналогичны обязательствам других государств, которые не вышли из EFSF (т. е. всех стран, кроме Ирландии, Португалии и Греции). 10. Какова вероятность того, что одна или несколько стран-участниц выйдут из еврозоны в ближайшем будущем? На пике кризиса мы считали, что существует около 30% вероятности того, что Греция покинет еврозону, несмотря на нашу оценку негативных социальных, политических и экономических последствий такого решения для этой страны. Предпринятые с тех пор инициативы, по нашему мнению, уменьшили вероятность выхода Греции из Европейского валютного союза. По нашему мнению, причин для выхода из еврозоны и возврата к национальной валюте у других стран — участниц Евросоюза еще меньше. Мы не ожидаем каких-либо политических инициатив, которые могут привести к радикальным, по нашему мнению, изменениям.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.