Государство не должно вмешиваться в формирование цен на авиарейсы

LS побеседовал с топ-менеджером дубайской авиакомпании о состоянии отрасли в Казахстане.

4 ноября 2015 года

Государство не сможет регулировать цены на полеты. Такое мнение LS озвучил старший вице-президент дубайской авиакомпании flydubai Джейхун Эфенди. Он считает, что формировать стоимость билетов на самолет под силу только рынку.

- Г-н Эфенди, на днях казахстанским правительством было принято решение передать регулирование цен на авиабилеты комитету гражданской авиации. Насколько это целесообразно, на ваш взгляд?

 - Регулирование цен, особенно в части туризма и авиаперевозок не то, что нецелесообразно, это невозможно. Есть примеры других стран, где пытались так делать. Но это не работает. Рынок сам определяет цены. Мы, как перевозчики, платим фиксированные цены в аэропорту, сборы и все такое. А люди платят цену рыночную, зависящую от спроса и предложения. Низкие цены выгодны пассажирам, а аэропорт в любом случае получит свои поступления вне зависимости от цены на билеты. Регулирование в этой сфере не очень хорошая вещь.

- Как вы думаете, сможет ли изменить ситуацию на отечественном авиарынке приход российского "Аэрофлота", вместо "Трансаэро"?

- Можно было бы говорить об изменениях, если бы увеличилось число рейсов, а оно осталось прежним. "Аэрофлот" серьезный перевозчик на глобальном уровне и один из крупнейших в России. Было удивительно, что компания, летавшая по всему СНГ, столько лет не имела рейсов Астану или Алматы. Конечно, неплохо было бы, чтобы и "Трансаэро" летала. Скорее всего, авиаперевозчик вернется. Наверное, в другом виде, ведь ведутся переговоры о покупке компании. Думаю, ее либо полностью закроют, либо запустят под другим брендом.

Но увеличение рейсов – это всегда плюс. Например, в дубайский аэропорт летают более 120 авиакомпаний, причем без ограничений. При всем этом мы двигаемся дальше и пассажиропоток растет. На это влияют и туристический рынок, и бизнес-связи. Дубай, на сегодня, основной логистический центр в регионе. И такое количество рейсов делает его самым связанным городом. Этого добились только за счет правила открытого неба.

Естественно у каждой страны есть специфика своего рынка, понятие того, что нужно поддержать своего нацперевозчика. Но в первую очередь фокус должен быть направлен на поддержание пассажиропотока и авиаиндустрии. Например, аэропорту Астаны нужно больше перевозчиков, они зависят от количества рейсов.

- Как вы оцениваете действия нашего правительства в данном направлении?

- Я могу оценивать ситуацию по нашему рынку. Сегодня из Эмиратов летает три авиакомпании (в Казахстан – прим. LS) – Air Arabia, Etihad и flydubai. Я не думаю, что был какой-то лимит на число рейсов. Между Дубаем и Казахстаном связь по перелетам улучшилась, отменен визовый режим в отношении граждан нашей страны. Между  Казахстаном и Эмиратами сегодня достаточно рейсов, даже больше, чем надо. И в этом смысле нет никаких ограничений. 

У нас есть серьезный опыт с Грузией, где три-четыре года назад, когда мы только начинали запускать направления, пассажиропотока не было вообще. Сегодня у нас 12 рейсов в неделю, сумасшедший туристический поток. Естественно, власти Грузии приложили к этому большие усилия, в том числе по визовому режиму, туристической инфраструктуре. Никто не мог этого ожидать. Мы сыграли свою роль, связав их вместе, и продолжаем продвигать рынок именно из Эмиратов. Это был один самых удивительных положительных опытов, когда трафик увеличился в разы, благодаря тому, что были предприняты шаги, как со стороны авиакомпании, так и со стороны туристической индустрии.

- Бытует мнение, что в алматинском аэропорту самое дорогое топливо в Центральной Азии. Заправляетесь ли вы в нашем аэропорту?

- Цена зависит не только от аэропорта, она включает транспортировку и другие составляющие. Во многих мировых аэропортах стоимость авиатоплива монополизирована и высокая. В Эмиратах есть несколько подрядчиков и цена не самая дешевая в мире, она рыночная. Люди думают, что в Дубае бензин бесплатный, но это не так. Не могу назвать конкретную стоимость топлива в Астане или Алматы. По крайней мере, по нашим внутренним каналам не проходила информациия что тут необычно высокие цены. Есть страны с очень дорогим топливом. В  том же Дубае цена не самая низкая. И есть города, где мы заправляемся специально, чтобы не делать этого в Дубае. 

- В Алматинской области планируется создание транспортного хаба. Насколько это интересно для мировых авиаперевозчиков?

- Любой хаб должен продвигаться домашними перевозчиками. Для других перевозчиков будет сложно начинать вести работу, потому что первая инициатива должна исходить от казахстанских компаний, которые должны выстроить систему. И уже когда будет готова инфраструктура, придут другие. В основном это грузовые перевозчики, которые будут использовать аэропорт для пересадки или дозаправки. Строить хаб – это долгий процесс, который займет годы. Это легче сказать, чем сделать.

- Вы говорили, что готовитесь к выставке EXPO-2017 и EXPO-2020. Как именно и чего вы ждете от выставок для авиарынков?

- В Дубае в 2020 году будет выставка EXPO, вся страна занимается этим, как и ваша, поэтому мы вас понимаем. Конечно, в преддверии выставки будем увеличивать количество рейсов. Естественно, будет расти пассажиропоток из Европы и других стран, особенно с Ближнего Востока. Тот факт, что EXPO длится 6 месяцев, значительно облегчает задачу. Потому что, например, Олимпиада гораздо короче и очень много людей стремится попасть в страну в очень короткие сроки.

Думаю, основной поток будет идти из стран СНГ, потому что это ближе к региону и здесь flydubai не будет участвовать в перевозках. С Эмиратов точно будет большой поток, потому что они захотят на опыте и ошибках Казахстана посмотреть, как надо провести выставку. Сейчас в Милане весь Дубай, как и Казахстан, набирается опыта.

Я не думаю, что будет прям огромный приток туристов с Дубая в силу региональных особенностей. Больший трафик будет идти из Европы и Азии. Но Дубай всегда был для Казахстана интересным направлением. Там живет и работает очень много казахстанцев и их число растет. Есть натуральный трафик, не только туристический, пассажиропоток всегда есть и будет расти. Мы прилагаем большие усилия, чтобы этот показатель рос. И здесь большую роль должна играть туристическая индустрия Казахстана, как это было в Грузии. Они агрессивно продвигали свои турпродукты, хотя у них нет никаких сверхъестественных турпродуктов. Сегодня какое-то сумасшествие в плане туризма в Грузию, все туда летят.

- Как вы оцениваете готовность наших аэропортов, в частности астанинского, к выставке EXPO?

- Та инфраструктура, которую я видел, довольно неплоха. Этого достаточно. Стоит отметить, что в некоторых городах аэропорты строятся под такие крупные мероприятия. Не знаю насколько в сегодняшней финансовой обстановке есть средства потратить на это еще больше денег. Но аэропорт – он навсегда, который останется и будет работать после выставки, играть свою роль в развитии города. Необходимо инвестировать в развитие аэропорта, поскольку это часть инфраструктуры города.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.