В Казахстане предлагается исключить посредников из цепочки купли-продажи нефтепродуктов путем внесения поправок в действующее законодательство.
Об этом говорится в концепции проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». «Требуется внесение изменений и дополнений в закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» в части введения определения «собственник терминала», нормы, предусматривающей исключения посредников по поставке нефти на НПЗ (нефтеперерабатывающий завод – LS) от недропользователя до НПЗ до одного колена, и утверждения перечня документов, подтверждающих законность происхождения нефти, поступающей на переработку на НПЗ, разработки процедуры отзыва паспорта производства», – указывается в концепции.
Как указывается в документе, органы прокуратуры в результате проверок выяснили, что хищение нефти происходило несколькими способами; в основном из различных нефтяных установок, временных хранилищ, законсервированных скважин, расположенных на казахстанских месторождениях, доступ к которым обеспечивали, как правило, работники нефтедобывающих компаний, либо же путем врезки в нефтепроводы. «Далее краденую нефть транспортировали до терминала и производственных баз. Затем подделывали или составляли фиктивный договор купли-продажи нефти с недропользователем, подтверждая тем самым законность происхождения сырья. На основании этого документа торгово-промышленная палата выдавала сертификат о происхождении товара. После нефть передавалась на переработку или вывозилась на экспорт», - говорится в концепции.
«На постоянной основе производители нефтепродуктов малой мощности (мини-НПЗ) вывозят на экспорт сырую нефть под видом нефтепродуктов и смеси нефтяных отходов. (…) При этом, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности данная схема применяется в целях уклонения от уплаты рентного налога на экспорт», – следует из документа. В концепции подчеркивается, что в настоящее время единственным документом, регулирующим деятельность мини-НПЗ и дающим возможность вести мониторинг и учет производства и оборот нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана, является паспорт производительности, поскольку лицензирование деятельности нефтеперерабатывающих заводов было отменено.
«Следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрены рычаги воздействия на такие мини-НПЗ, их ответственность за незаконную деятельность без паспорта производства, а также за представление недостоверных сведений об объемах производства нефтепродуктов, – говорится в документе. – Таким образом, результаты проведенных проверок, а также анализ состояния законности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов свидетельствуют о системности и масштабности преступлений и правонарушений в указанном направлении».
Согласно данным анализа Налогового комитета министерства финансов РК, разница в платежах между экспортом сырой нефти и тяжелыми нефтепродуктами составляет около 150-200 долларов США за одну тонну. Так, за 2013 год выявлено 299 преступлений, из незаконного оборота изъято свыше 2,8 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Криминальный «доход» составил свыше 4 млрд тенге. Для сравнения в 2012 году было зафиксировано 60 фактов, изъято 3,3 тыс. тонн, а государству нанесен ущерб на 12,7 млрд тенге.
Корлан Калиева