БАКАД на грани открытия: как водители будут платить за проезд

19 мая 2023 года

В этом году в Алматы запустят БАКАД, а в следующем – новый терминал аэропорта. Корреспондент LS посетил данные объекты в ходе пресс-тура, организованного ЕАБР, и узнал, как идет их строительство.

Напомним, проекты были профинансированы ЕАБР. 

БАКАД

Как рассказала директор "БАКАД инвестиции и операции" Айман Жанузакова, общая стоимость проекта составляет $743 млн. Так, 78% из них – заемные, 22% – собственные средства. По словам Жанузаковой, строительство объекта финансируется тремя финструктурами: ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Запуск запланирован на июнь 2023 года.

Проезд по автодороге будет платным. 

"Стоимость проезда будет перечисляться на счет государства. А свою фиксированную плату компания будет получать раз в полгода на протяжении 15 лет и 10 месяцев. Эта сумма является компенсацией инвестиционных, эксплуатационных затрат. Также в возмещаемую часть от правительства включено администрирование", – пояснила Жанузакова.

Оплата будет взиматься при прохождении арок, где внедрена система Free flow. Здесь же установлены системы динамического взвешивания авто. Однако изначально по проекту предполагалось, что будут организованы шлагбаумы, как на действующих платных казахстанских трассах. Но в итоге было решено установить систему со свободным движением, где будут работать контрольные арки, где также будет измеряться скоростной режим. И затем все эти данные будут перенаправлены в соответствующий орган.

МИИР уже анонсировало примерные ставки. Оплатить можно будет через три отечественных банка. Тестовые режимы уже пройдены и интеграция полностью завершена. Также сформирована предполагаемая абонентская плата для горожан, проживающих вдоль БАКАД. Что касается взимания денег с иностранного транспорта, то этот вопрос сейчас прорабатывается.

На автотрассе также установлены 221 камера, две метрологические станции. Данные будут переданы в операционный центр, который находится в районе поселка Ынтымак (Алматинская область). Информация будет отображаться на табло, которые будут установлены вдоль трассы.

Напомним, что о проекте БАКАД заговорили еще около 15 лет назад. Автодорогу строит консорциум, состоящий из турецких (Alarko, Makyol) и корейских ("СК Экоплант", "Корея Экспрессвэй КЭК") компаний. При этом дорога находится в собственности государства.

Международный аэропорт Алматы 

Общая стоимость нового терминала составляет $250 млн, из них около $40 млн выделил ЕАБР. 

Замуправляющего директора TAV Construction Джумхур Каур сообщил, что открытие объекта запланировано на август 2024 года. Однако в случае благоприятных климатических условий предстоящей зимы новый терминал могут ввести раньше срока. На текущий момент проект закончен на 59,16%.

Вице-президент "ТАВ Казахстан" Фатих Омюр рассказал о трудностях после покупки аэропорта. В частности, попускная способность старого терминала составляет 2,7 млн пассажиров, в этом году ожидается до 8 млн.

С запуском нового терминала мощность может увеличиться до 14 млн. Ожидается, что он будет принимать международные рейсы, а действующий будет расчитан для внутренних. Также в данный момент ведется работа над созданием генерального плана на ближайшие 30 лет.

Международный аэропорт Туркестана

Заместитель технического директора TURKISTAN INTERNATIONAL  AIRPORT Бахтияр Атажанов поделился планами о том, что в этом году планируется принять 400 тыс. пассажиров. В прошлом году этот показатель составил 371 тыс. человек. Атажанов сообщил, что 30% пассажиров – это туристы. В целом, аэропорт может принять в год порядка 3 млн человек. 

По его словам, уже в октябре 2023 года могут запустить авиамаршрут в Абу-Даби. Также обсуждается открытие рейса в Самарканд. 

"В Туркестан прилетают из Турции и соседних тюркских государств. Также есть сообщения с 11 региональными аэропортами", - добавил Атажанов.

Также ожидается возобновление грузоперевозок. 

Аэропорт находится в собственности государства. Объект расположен в 16 км от города. Его строили 11 месяцев с учетом всех зданий и инфраструктуры. Профинансировали ЕАБР и турецкая компания YDA Group. Ранее этот инвестор модернизировал аэропорт в Актау.

Ранее гендиректор компании YDA Holding Галымбек Мамраев сообщил, что рассматривается возможность реализовать новые проекты в Казахстане.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.