Сферу торговли Казахстана планируется вывести из тени за счет цифровых проектов. Вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова рассказала о том, какие сервисы будут запущены и как они повлияют на работу бизнеса, передает LS.
По словам Жанасовой, на текущий момент в Казахстане в пилотном режиме был запущен сервис электронной сертификации. Он должен сделать продукцию прозрачнее и качественнее для потребителей. В том числе станет сложнее сфальсифицировать и подделать документы и обманывать покупателей товаров и услуг.
Помимо этого, в Казахстане создан сервис "Опасная продукция". На текущий момент дорабатывается нормативный вопрос. В целом сервис позволит оцифровать процесс контроля продукции и оперативно пресекать распространение небезопасных товаров. Иными словами, изъятия небезопасной продукции будут совершаться быстрее за счет оцифрованных данных, а возобновление их продажи исключается полностью.
Для того чтобы увеличить отслеживание казахстанских товаров, разрабатывается их национальный каталог. Утверждены методические рекомендации. Пилотный проект по кодированию социально значимых товаров начнется 1 октября 2021 года. Также разработано техническое задание для прототипа системы мониторинга цен.
"Каталог будет содержать цифровые копии товаров с содержанием медиаконтента, весо-габаритных и других потребительских характеристик. До конца 2021 года 20 тыс. видов товаров будет доступно в каталоге", – заметила Жанасова.
Вице-министр добавила, что за счет каталога бизнес сможет ускорить ввод новой продукции на рынок, обмениваться данными с любыми IT-решениями, в том числе с маркетплейсами и интернет-магазинами, получать обратную связь от потребителей.
Помимо этого, Жанасова рассказала о внедрении цифрового социального кошелька с платежной системой. Она пояснила, что проект стандарта согласован с Ассоциацией финансистов Казахстана, рассмотрен на заседании научно-технического совета "Казстандарта", протокол заседания направлен в КТРМ с рекомендациями для дальнейшего утверждения.
Пилотный проект планируется запустить до конца декабря 2021 года в рамках системы мгновенных платежей. С 2022 года намечен поэтапный перевод пособий и социальных выплат в виде электронных денег.
В рамках проекта на специальные кошельки будут направляться электронные деньги Нацбанка. Сам электронный бумажник будет создаваться на базе ИИН казахстанца. Средства на счете будут защищены от взысканий со стороны банков/коллекторов/налоговых органов.
Для управления деньгами будет разработан сервис – социальный кабинет (мобильное приложение/вебсайт) – с возможностью удаленной идентификации получателя электронных денег. При помощи этого кабинета получатель финансовой поддержки сможет использовать средства для оплаты товаров и услуг. Внедрение социального кошелька не подразумевает каких-либо ограничений на обналичивание и приобретение определенных товаров/услуг.
С вводом социального кошелька гражданам предоставят возможность выбора, куда им начислять выплаты и пособия: на кошелек электронными деньгами или обычным способом на банковскую карту.
Также в Казахстане планируется запустить Автоматизированную трансграничную торгово-расчетную интегрированную систему (АТТИС).
Ее основная цель – создание международной электронной платформы для предоставления полного комплекса информационных услуг по принципу "единое окно" всем участникам внешнеэкономической деятельности в рамках инициативы "Один пояс, один путь" на всех этапах внешнеэкономической операции от заключения внешнеэкономического контракта до проведения расчетов за поставленные товары и оказанные услуги.
За счет этого будут значительно сокращены временные и ресурсные издержки участников внешнеэкономической деятельности на моменте операций, особенно при предоставлении сведений в госорганы. Также будут увеличены объемы торговых отношений. Увеличится сотрудничество с Китаем.
"Суть подхода системы АТТИС является создание единой информационной платформы, в основе которой планируется интеграция с системами государственных органов (информационными системами "АСТАНА-1","eFreight", "ҚТЖ-Грузовые перевозки", Международного союза автомобильных перевозок IRU), что в результате позволит сократить поиск соответствующих контрагентов и последующее заключение сделок в единой информационной системе", – объяснила Жанасова.
Она добавила, что за счет АТТИС будут сокращены временные и ресурсные издержки участников внешнеэкономической деятельности при предоставлении сведений в госорганы. В этом году планируется осуществление сделок между Казахстаном и Китаем.
На сегодняшний день на платформе АТТИС зарегистрировано 19 пользователей системы. Подписано соглашение – меморандум об информационном взаимодействии с НПП "Атамекен" в целях взаимного доступа к платформе АТТИС участников палаты и доступа участников платформы АТТИС (SSO).
Запуск системы планируется до конца 2021 года.
Для защиты прав потребителей будет внедрена Единая информационная система. Это ускорит возможность реагировать на жалобы казахстанцев.
К этой системе будут подключены неправительственные организации (субъекты досудебного урегулирования, представители законных интересов потребителей) и бизнес для отслеживания разрешаемых ими конфликтов возникших с потребителями. В системе также будет формироваться статистика в разрезе отраслей по предмету спора, по субъектам рассматривающих споры.
Система запущена с 1 января 2021 года. Каждый житель страны c помощью мобильного телефона или компьютера по адресу e-tutynushy.kz может заявить о своих нарушенных правах. На сегодняшний день реализованы основные технические функционалы и семь торговых сетей являются участниками данной платформы.
Для экспортеров развивается Единое цифровое окно. Оно предназначено для упрощения предоставления государственной поддержки отечественным экпортерам, а также повышения эффективности этих мер за счет аналитическо-консультационного сопровождения экспортера.
Данный портал уже возмещает затраты экспортерам, занимается экспортной акселерацией предприятий, выводит на международные электронные торговые платформы, поддерживает финансово, содействует продвижению казахстанской продукции на внешние рынки (торговые миссии и выставки), создает интерактивную аналитику и готовые исследования, обучает экспортоориентированные предприятия.
"В целях стимулирования развития несырьевого экспорта и цифровизации государственных услуг на базе платформы export.gov.kz планируется создание Единого цифрового окна для экпортеров. Реализация данного проекта происходит путем реинжиниринга и оцифровки бизнес-процессов предоставления мер государственной поддержки в сфере продвижения экспорта, а также интеграции со всеми соответствующими базами данных", – сообщила Жанасова.
Она добавила, что задачами проекта являются предоставление цифрового доступа ко всем услугам на всем жизненном цикле экспортера, устранение всех барьеров, а также прозрачность экспортных процессов.
В результате ожидается более эффективное предоставление государственных мер поддержки за счет упрощения и ускорения обработки экспортных процедур, оперативного взаимодействия между экспортером и государством, а также сбора цифровых данных о казахстанских экспортерах.
На сегодняшний день уже разработана концепция цифровой платформы Digital Export на основе обратной связи от экспортеров, согласован проект технической спецификации по сопровождению и модификации экспортного портала, запущен сервис по возмещению части затрат экспортерам через платформу Sberbusiness, сформирован проект плана интеграции. Вместе с тем ведется анализ процесса интеграции с внешними базами данных и согласование с ответственными ведомствами.
Что касается развития электронной торговли, по информации вице-министра, если в 2019 году объем рынка электронной торговли в Казахстане составлял около 700 млрд тенге, то в 2020 году этот показатель вырос в два раза и превысил отметку в 1,1 трлн тенге, достигнув доли 9,7% от общего объема розничной В2С-торговли.
Объем рынка электронной торговли в Казахстане за I полугодие 2021 года составил 654,1 млрд тенге, достигнув доли 12,2%.
Вместе с тем с расширением и развитием торговли в интернете появилась экосистема электронной коммерции, которая охватывает различные сферы и имеет как негативное так и позитивное влияние на развитие электронной торговли. Это грамотность населения (потребителей), логистическая инфраструктура, платежные системы, поставщики, маркетплейсы (электронные платформы) и, конечно, требуется правовое регулирование и трансграничное таможенное оформление, а также доверие со стороны населения к электронной коммерции на фоне необходимости совершенствования законодательства тоже имеется, особенно в области защиты прав потребителей.
По этой причине министерство занялось стимулированием электронной торговли и обучением МСБ, развитием службой доставки и логистических сервисов, усовершенствованием законодательства, а также развитием онлайн трансграничной торговли.
В том числе для обучения большего количества числа студентов основам электронной коммерции в текущем году запущен модуль на образовательной платформе jumysbar.kz, который включает в себя учебные материалы, видеоуроки, интервью с различными успешными предпринимателями онлайн-бизнеса.
В рамках стимулирования развития внутренней электронной торговли активно ведется работа по обучению МСБ по ведению бизнеса онлайн. Запуск платформы запланирован в сентябре.
В этом году на платформе будут запущены четыре курса. График выпуска курсов готов и ведется дальнейшая работа по созданию контента для курсов.
Также государствами – членами ЕАЭС планируется проведение пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли, который направлен на упрощение оплат платежей и осуществление всех таможенных операций, а также на повышение удобства для получателей товаров. Проект также предусматривает введение института оператора электронной торговли, которая позволит существенно ускорить таможенное администрирование и упростить процедуры в рамках интернет-торговли.
Помимо этого, министерство оказывает поддержку отечественным поставщикам на крупных международных электронных площадках, что положительно влияет на развитие трансграничной онлайн-торговли в стране. По итогам 2020 года 100 компаний получили аккаунт "Золотой поставщик" на платформе Alibaba.com, и более 4 тыс. казахстанских товаров уже размещены на данной торговой площадке (макаронные изделия, мука, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель и многое другое).
Благодаря предоставленной помощи предприятиями было реализовано отечественной продукции на $18,1 млн, таким образом, на каждый вложенный тенге в бюджет было возвращено 6 тенге прибыли в виде налогов (КПН). 50 компаний, выведенных в рамках второго этапа, ожидают экспортную выручку в размере $54,4 млн.
В текущем году планируется вывод дополнительных 50 казахстанских компаний из разных секторов обрабатывающей промышленности со статусом золотых аккаунтов на Alibaba.
Кроме того, в этом году Казахстан вошел в список стран, чьи экспортеры могут пройти прямую регистрацию на крупной американской платформе электронной коммерции Amazon. Также прорабатываются партнерства с маркетплейсами Яндекс, Ozon, Shopify.
"Для нас одной из приоритетных задач является развитие модели бондовых складов, которая позволит увеличить транзитные потоки, эффективно использовать транзитный потенциал страны и оптимальные логистические маршруты, придать новый импульс развитию электронной коммерции. В связи с этим мы сфокусированы на развитии бондовых складов, расположенных в специальной экономической зоне "Хоргос – Восточные ворота" и ведутся соответствующие работы с заинтересованными сторонами", – пояснила Жанасова.
Тем временем с развитием онлайн-покупок увеличивается и количество правонарушений участников электронной торговли. Поэтому будет усилена и усовершенстовована защита прав потребителей в сфере электронной торговли в рамках разрабатываемого проекта концепции законопроекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей.