Как изменились таможенные кодексы ЕАЭС и Казахстана

Ряд бумажных процедур сокращен

5 января 2018 года
 

С 1 января 2018 года вступили в силу Таможенные кодексы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Казахстана. В связи с этим LS подготовил информацию о том, как новые поправки коснутся бизнеса. 

Данные взяты с "Таможенного вестника" и "Налогового вестника по введению нового Налогового кодекса" компании Deloitte.

Новый Таможенный кодекс Казахстана включает в себя нормы кодекса ЕАЭС, а также устанавливает правоотношения, находящиеся в компетенции национального законодательства. 

1

Внедрение электронного таможенного декларирования

Ожидается внедрение электронного декларирования товаров.

Отпадает необходимость прикладывать какие-либо подтверждающие документы к таможенной декларации.

Все необходимые сведения о товарах и транспортных средствах, о внешнеэкономической сделке указываются в самой таможенной декларации.

Декларирование на бумаге остается лишь в отдельных случаях, к примеру, при технических сбоях.

Нововведение: автоматический выпуск товаров без участия должностного лица таможенного органа.

При этом:

- несмотря на автоматизацию системы, необходимые документы всегда должны быть готовыми к предоставлению по первому запросу таможенных органов в рамках системы управления рисками;

- выпуск товаров может не быть автоматическим, если система управления рисками выдаст рекомендации по запросу документов и/или применении иных форм таможенного контроля;

- в случае непредоставления документов в установленные сроки выпуска товаров (не позднее одного рабочего дня с даты регистрации таможенной декларации) таможенный орган отказывает в таком выпуске товаров.

2

Возможность заполнения таможенной декларации должностным лицом таможенного органа

По выбору лица допускается заполнение транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации или декларации на транспортное средство должностным лицом таможенного органа.

Уполномоченный орган утверждает порядок заполнения должностным лицом таможенного органа указанных таможенных деклараций, а также особенности совершения таможенных операций, связанных с таким заполнением.

При этом:

- ответственность за достоверность заявленных сведений несет только декларант или иное лицо, на которое возлагается обязанность по таможенному декларированию.

3

Выпуск до подачи таможенной декларации

Таможенным кодексом расширены случаи, при которых товары могут выпускаться до представления таможенной декларации в таможенные органы.

Это касается следующих товаров:

- в отношении которых применяется первоочередной порядок совершения таможенных операций (к примеру, для ликвидации последствий стихийных бедствий, товаров, подвергающихся быстрой порче, животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и т.д.).

- ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов.

- ввозимых уполномоченными экономическими операторами.

- заявляемых под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны, свободного склада, временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов.

- определяемых комиссией.

При этом:

Возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации предоставляется при условии, что декларант предоставляет в таможенный орган:

- заявление по установленной форме;

- обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин за исключением отдельных случаев;

- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

4

Таможенная проверка и обжалование

Повторная проверка

Включено положение, по которому не допускается проведение повторной камеральной таможенной проверки по одним и тем же вопросам одним и тем же таможенным органом таможенных деклараций, по которым ранее таможенным органом была уже проведена камеральная таможенная проверка.

Норма имеет исключение, по которому повторная проверка может быть проведена в случае получения обращения государственных органов, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства.

Восстановление пропущенного срока для обжалования

В предыдущем кодексе предусмотрена одна причина для восстановления пропущенного срока для подачи жалобы - это временная нетрудоспособность ответственных работников декларанта.

В нынешнем кодексе исключены конкретные причины для восстановления срока. Поэтому декларант будет вправе указать в своём ходатайстве любую причину о восстановлении пропущенного срока, которая, по его мнению, является уважительной, подлежащая обязательному рассмотрению уполномоченным органом.

Неопределенности

Все неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства принимаются в пользу лица, которое обжаловало уведомление о результатах таможенной проверки и уведомление об устранении нарушения.

Предварительный акт таможенной проверки

Новые положения обязывают проверяющих предоставлять предварительный акт таможенной проверки при таможенной проверке в отношении отдельных категорий лиц.

В проекте нормативного правового акта уполномоченного органа такая возможность получения предварительного акта таможенной проверки затронула только:

- крупных налогоплательщиков;

- декларантов, заключивших инвестиционные контракты.

Аналогичная процедура уже была введена и применяется во время проведения налоговых проверок.

Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, как изменятся налоги для казахстанцев с новым кодексом и как изменились налоги для бизнес-сообщества.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.