Сможет ли Казахстан развернуть нефть из Европы в Китай

С 2023 года в Евросоюзе введут углеродный налог

10 августа 2021 года

Казахстан будет терять до $5 млрд в год с экспорта нефти в Евросоюз после ввода углеродного налога. Такое мнение LS озвучили эксперты в сфере энергетики. Они также оценили возможности Казахстана перенаправить экспорт нефти из Европы в Китай.

Энергетический эксперт и ведущий программы "Байдильдинов. Нефть" Олжас Байдильдинов отметил, что с вводом углеродного налога с 2023 года в Евросоюзе Казахстан по нефтяной отрасли будет терять $4-5 млрд в год, по металлургии – около $600-800 млн в год, так как основное направление экспорта – европейские страны.

"По металлургии вопрос, можно сказать, уже решен, по нефти еще идут обсуждения деталей и сроков ввода. Я не думаю, что мы, как развивающаяся экономика, способны перейти к углеродной нейтральности. Премьер-министр Аскар Мамин озвучил сумму необходимых инвестиций: более $560 млрд до 2050 года. Для понимания: это почти 20 годовых бюджетов Казахстана", – высказался собеседник LS.

Байдильдинов отметил, что казахстанцам как потребителям придется сделать моральный выбор: экология или дешевые тарифы на энергоносители в стране.

"Мы сейчас в десятке стран по самому дешевому бензину, в топ-20 по тарифам на газ и электроэнергию. Готовы ли мы к европейскому уровню тарифов? Для информации: в Германии тариф на электроэнергию превышает 180 тенге за 1 кВтч, то есть в 10 раз", – пояснил эксперт.

Экономист добавил, что казахстанские экспортеры будут вынуждены платить углеродный налог Евросоюза в той или иной форме.

Некоторое перенаправление потоков нефти и других экспортных позиций в КНР и другие страны возможно, однако следует учитывать пропускную способность.

"Быстро развернуть все потоки мы не сможем. На строительство и расширение мощностей в Китай может потребоваться пять-семь лет. Но тренд в случае введения такого нефтяного "оброка" будет задан на долгосрочную перспективу. Полагаю, в этом десятилетии мы увидим серьезные изменения в плане смены традиционных маршрутов нефти и нефтепродуктов в глобальном масштабе. Следует также понимать и то, что, к примеру, добыча нефти в Персидском заливе менее "вредна" для экологии, чем российская или казахстанская, а значит создаются неравные условия для будущей конкуренции, так как их нефть будет облагаться меньшими налогами/сборами, что в целом противоречит нормам ВТО", – заключил Байдильдинов.

Экономист Арман Байганов скептически отнесся к планам перенаправить экспорт нефти из Европы в Китай, так как основные поставки черного золота из Казахстана уходят в страны Евросоюза. В том числе в Италию, Нидерланды, Францию, Швейцарию и другие страны. 

"Так быстро такие вопросы не решаются. Чтобы развернуть поставки, нужно создавать соответствующую логистику: расширять или строить трубопровод на Восток. Это может стоить гораздо дороже, чем продолжать поставки в Европу. К тому же крупные нефтедобывающие компании могут отказаться менять маршрут своих поставок, мы не сможем им указывать", – отметил Байганов.

Помимо этого, по словам собеседника LS, не факт, что Китай согласится увеличить импорт казахстанской нефти.

"Ему выгоднее по морским путям поставлять нефть из Саудовской Аравии", – уточнил Байганов.

По поводу снижения выбросов со стороны производства экономист отметил, что данный процесс запущен по всему миру. Поэтому Казахстану нужно смириться с этим и также работать над уменьшением углеродного следа.

"Также нужно понимать, что нельзя вечно жить на нефти. Нужно развивать другие отрасли и направления", – заключил эксперт.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.