Казахстанцы урезали свой шопинг на 40% – эксперт

А 20% розничных компаний перешли в онлайн

25 ноября 2020 года

Потеря стабильного источника дохода и санитарные нормы привели к тому, что казахстанский рынок ретейла снизился, предварительно, на 35-50%. Об этом LS рассказал директор по развитию консалтинговой компании Accenture Мирас Касымов.

Собеседник LS, говоря о динамике, основывался на данных различных экспертов, но добавил, что точных цифр пока ни у кого нет.

"В начале следующего года, когда будут подведены итоги 2020 года, можно будет говорить об изменениях и ущербе более предметно. Пока же мы можем анализировать лишь разрозненную, зачастую противоречивую информацию", – пояснил Касымов.

Он также рассказал об изменениях среднего чека на казахстанском рынке ретейла.

"Мы не проводили полноценного анализа, но по наблюдениям и общению с партнерами средний чек в ретейле за девять месяцев 2020 года снизился на 35-40%. Кроме очевидного снижения реальных доходов населения, причиной этого могут быть и часто проводимые распродажи", – поведал Касымов.

По его оценкам, почти пятая часть розничных компаний в Казахстане уже перешла в интернет.

"В отрасли менее всего пострадали аптеки, продуктовые и зоомагазины. Ретейл ускоренно переходит в онлайн. По нашим оценкам, до 20% розничных компаний уже перешли в формат интернет-магазинов. А в стрит-ретейле* проявляются гибридные форматы, когда точки общепита начинают активно продавать собственную продукцию полуфабрикатов, а аптеки – напитки и некоторые продукты питания", – отметил Касымов.

Эксперт считает, что потребительское поведение из-за пандемии меняется по всему миру. Это не обошло и Казахстан. При этом изменения приобретают устойчивую тенденцию.

"Новое поколение уже не хочет владеть дорогими и громоздкими вещами, такими как недвижимость или автомобили, а предпочитает их арендовать. Таким образом, в ближайшие десять лет мы станем свидетелями существенного роста осознанного потребления в среднем и выше среднего ценовых сегментах. Уровень же потребления люксовых и эксклюзивных вещей пока остается относительно стабильным, даже несмотря на пандемию. В верхнем ценовом сегменте изменения происходят намного инертнее в силу специфики целевой потребительской группы", – выразил мнение Касымов.

По его словам, изменения в потребительском поведении во время пандемии обязательно повлияют и на то, как будут приобретаться товары после ее окончания.

"С одной стороны, покупатели оценили безопасность и удобство онлайн-покупок и продолжат использовать этот способ шопинга, даже несмотря на физическое открытие магазинов. Здоровье, безопасность и финансы остаются основными мотивами, определяющими поведение потребителей. В последние три месяца личное здоровье, здоровье друзей и семьи оставались главными приоритетами для потребителей, в то время как опасения по поводу финансов усилились. Около половины потребителей в настоящее время считают финансовую безопасность одной своих главных проблем", – заключил Касымов.

Ранее эксперты выражали мнение, что для восстановления экономики Казахстана после пандемии необходимо увеличивать покупательскую способность населения.

*Вид торговли, когда магазины расположены на улице, обычно на первых этажах зданий.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.