Почему банки предпочитают потребительское кредитование корпоративному

Сокращение бизнес кредитов происходит из-за системных проблем в экономики

21 июня 2019 года

С начала этого года потребительское кредитование увеличилось на 3,8%, а корпоративное, наоборот, сократилось на 9,8%. Профучастники, опрошенные LS, объяснили данную ситуацию и дали оценку происходящему.

Независимый экономист Александр Юрин заметил, что в сравнении с займами юридическим лицам физическим ссуды выдаются на меньшие сроки и их размер значительно ниже. Поэтому, по его мнению, дефолт одного заемщика в корпоративном сегменте будет для банка гораздо более ощутимым, чем несколько дефолтов в потребительском.

"В настоящее время фининституты ощущают серьезный дефицит качественных корпоративных заемщиков, выдача ссуд которым будет сопряжена с принятием приемлемого уровня кредитного риска. В то же время акцент на потребительском кредитовании позволяет им оперативно управлять качеством кредитного портфеля в силу его быстрого обновления за счет коротких сроков погашения займов", – отметил он.

Юрин подчеркнул, что привлечение новых кредитов физлиц при непогашенных старых ведет к росту долговой нагрузки на заемщика, а чем она больше, тем меньше вероятность получения нового займа.

"При высоком уровне закредитованности львиная доля доходов клиента уходит на обслуживание ссуд, при этом уровень его потребительских расходов снижается. Если подобных клиентов много, а ситуация начинает носить системный характер, то в экономике падает платежеспособный спрос, что довольно негативно отражается на общеэкономической конъюнктуре", – пояснил он.

Экономист добавил, что наиболее критичным является сокращение кредитования бизнеса, так как оно снижает экономическую активность и в итоге ведет к стагнации в экономике.

По мнению Юрина, уменьшение объемов кредитования бизнес-субъектов происходит во многом из-за наличия системных проблем в экономике, без решения которых невозможно сделать кредитование корпоративного сектора более привлекательным для банков.

Аналитик "Финам" Алексей Коренев заметил, что рост кредитования физлиц имеет в своей основе не потребительский бум, а наоборот – проблемы с реальными располагаемыми доходами.

"На этом фоне ухудшается ситуация с ведением бизнеса мелкими и средними предпринимателями. Они вынуждены или уменьшать обороты, или вовсе сворачивать бизнес, что выливается в снижение объемов кредитования юридических лиц. Оба явления носят нездоровый характер и вызваны как общим ухудшением макроэкономической ситуации в мире, так и проблемами в экономиках Казахстана и России", – отметил он.

Коренев пояснил, что данный "перекос" в кредитовании может привести, во-первых, к снижению бизнес-активности, а во-вторых, к надуванию "кредитного пузыря" в потребительском сегменте.

Аналитик добавил, что для борьбы с перегревом центральные банки используют ужесточение требований резервирования средств по необеспеченным кредитам. Однако данные меры имеют ограниченный характер воздействия и не способны привести к быстрым положительным результатам.

"Если ситуация не изменится, то потенциально это может привести к перегреву рынка необеспеченного кредитования, массовому невозврату займов, как следствие – банкротству банков и серьезным проблемам во всей банковской системе. Однако, накопленный опыт последних лет, в частности, кризисов 2007-2008 годов, когда волна подобных проблем прокатилась по всей планете, позволяет надеяться, что ошибки прошлого не будут повторены", – заключил он.

Напомним, по данным Первого кредитного бюро, на 1 июня этого года 82% заемщиков имели среднюю задолженность в размере около 301 тыс. тенге и средний платеж в размере 7,9 тыс. тенге. Это основной и самый массовый сегмент потребительского кредитования, который составляет 39,6% всего портфеля.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.