Рекламная пауза: сколько потеряет отрасль из-за карантина

Заказы в период карантина сокращаются

24 апреля 2020 года

Рекламный бизнес – один из немногих, который не получил налоговые послабления. Редакция LS выяснила у представителей рынка, как на отрасли сказались карантин и режим ЧП.

По словам главы Select communication group Виктора Елисеева, из-за сложившейся ситуации в среднем индустрия теряет до 50% оборота. Вместе с тем, если ситуация выправится в течение двух месяцев, годовое снижение составит 15%. Если же режим ЧП продлится, то потери будут больше.

"Для сравнения: по итогам прошлого года объем рекламного рынка Казахстана составлял $145 млн (55,5 млрд тенге по среднегодовому курсу Нацбанка 382,75 за $1), в 2018 году – около 50 млрд тенге. То есть органический рост, если бы не было эпидемии, составил бы 10-12% в этом году. В текущих обстоятельствах ожидается снижение", – отметил Елисеев.

Если говорить отдельно по сферам рекламы, по словам собеседника LS, телевидение на данный момент теряет около 30-40%, радио – до 80-90%. Во втором случае заказчики приостановили кампании из-за того, что в городах резко сократился автопоток. По этой же причине серьезные убытки наблюдаются в области наружной рекламы.

"Сейчас рекламодатели перенесли бюджеты. Станут ли они дальше вливать деньги, зависит опять же от времени карантина и того, будет ли у заказчика возможность оплатить кампанию. Что касается того, что наша отрасль не получила поддержки, государство считает, что не все рекламные индустрии подвержены кризису. В определенных категориях наблюдается рост. Но, если смотреть детально, во многих категориях, напротив, происходит снижение, поэтому государственная поддержка необходима", – пояснил Елисеев.

Он отметил, что в период карантина популярность набирает реклама продуктов питания и фармацевтических изделий. При этом среди продуктов, по данным Nielsen, наибольший интерес представляют макароны, масло, хлопья, крупы, приправы для бульонов и другое. Среди кондитерских изделий падает спрос на батончики и дорогие товары в пользу продукции на развес. Среди непродовольственных товаров растет интерес к дезинфицирующим средствам и туалетной бумаге, падает – к средствам по уходу за собой. Помимо этого, резко сократилась реклама в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, индустрии красоты и ухода за собой.

Аккаунт-менеджер агентства FCB ARTGROUP Максим Сиваков отметил, что текущая ситуация нанесла несколько ударов по отрасли.

"Размер рекламного рынка всегда напрямую зависит от размера экономии, покупательской способности населения, которая сейчас стремительно падает вместе с ценами на нефть и национальной валютой. Рекламодатели корректируют свои прогнозы по доходам с продаж и, как следствие, размеры инвестиций в рекламу и маркетинг. Согласно доступным международным источникам, рекламный сектор в среднем по миру сократится на 25-30%, но это не окончательные цифры, так как пандемия продолжается. В целом можно взять прогнозируемое снижение ВВП и умножить на 4-5 – это будет приблизительный прогноз по потерям рынка", – заметил Сиваков.

Он добавил, что режим ограничений на передвижение влияет на две важные для отрасли составляющие: продажу и потребление продуктов. По словам спикера, ни один крупный рекламодатель не будет тратить серьезные деньги, не будучи уверенным, что товар присутствует на магазинной полке.

"Люди не могут поехать дальше 2 км от дома в крупные гипермаркеты, которые делали подавляющую часть продаж, многие начали приобретать товары онлайн. Крупные производители и дистрибьюторы сейчас заняты тем, что пытаются подстроиться под новые условия, что оказывает негативное влияние на рекламные бюджеты.", – пояснил Сиваков.

Он так же, как и Елисеев, отметил, что в период карантина падает интерес к товарам ухода за собой и продуктам, потребляемым на ходу, – снекам, напиткам. Растут продажи товаров по уходу за домом, личной гигиены и продукты питания. Рост спроса, по словам собеседника LS, не дает позитивного эффекта, так как люди сами стали покупать продукцию без какого-либо увеличения затрат на рекламу.

"К тому же, несмотря на новые возможности для потребления некоторых видов продукции в условиях карантина, крупнейшие мировые производители не хотят спекулировать на ситуации. Ряд компаний и брендов просто отменили все виды рекламных коммуникаций и перенаправили маркетинговые бюджеты на благотворительность", – объяснил Сиваков.

Спикер добавил, что от 55% дохода рекламного агентства уходит на зарплаты сотрудников, а для компании важно сохранить команду.

"Однако при сокращении бюджета на 30% нельзя просто уволить треть сотрудников и остаться хорошим агентством, ĸоторое производит на 30% меньше реĸламы. Это скажется на скорости и качестве работы в любом случае. Соответственно, правильным решением для агентств, намеренных пережить ĸризис, будет сокращение зарплат. В данном случае указ премьер-министра о временном обнулении вычетов с заработных плат позволит сохранить команды внутри агентства и привлекательность для рекламодателей. Иначе будут вынужденные сокращения доходов и потери сотрудников", – высказался он.

Напомним, ранее в Казахстане определились со сферами деятельности, которые получат налоговые послабления.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.