"Приватизация – это вынужденная мера государства" - Талгат Акуов

20 июня 2014 года
Своим мнением о планируемой в 2014 – 2016 годы приватизации государственных предприятий Казахстана поделился с LS президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. Считаю, что приватизация государственных предприятий проводится для решения трех важных задач. Во-первых, улучшить качество деятельности частного бизнеса в Казахстане, сделать его более конкурентоспособным в рамках единого экономического пространства. Во-вторых, уменьшить вмешательство государства в бизнес-пространство и избавиться от неэффективно работающих государственных предприятий, которые приносят убытки государству. В-третьих, сгладить остроту внимания общественности к неэффективно потраченным бюджетным и внебюджетным средствам в размере более $10 млрд в рамках ФИИР и других госпрограмм по строительству крупных предприятий, большинство которых простаивают. Сложно сказать, кто будет владельцем активов, выставленных на продажу. Это могут быть как казахстанские предприниматели, так и иностранный инвестор. Но больше склоняюсь к тому, что в нынешнее время, когда в мире бушует кризисные явления, мало иностранных компаний изъявят желание войти в наш рынок. Им все же до сих пор сложно понять специфику нашего бизнеса. Это связано и с некачественными законами, и сложностью привлечения иностранной рабочей силы. А без качественных сотрудников сложно успешно конкурировать сегодня на рынке. Больше склоняюсь к тому, что в приватизации могут принять участие местные олигархи-предприниматели, банкиры и крупные чиновники, которые будут осуществлять свои приобретения через подставных лиц или через свои подотчетные зарубежные компании. На мой взгляд, непринципиально, казахстанский или иностранный инвестор купит на аукционе, выставленные на продажу активы госпредприятий. Деньги все равно пойдут в казну государства. Главное, чтобы аукционы были справедливыми и продавались предприятия хоть и по сниженным ценам, но не ниже 50% ее себестоимости. Мы знаем, что приватизация – это вынужденная мера государства. Было выделено более $10 млрд только в рамках одной из государственной программы ФИИР. И эта программа не дала положительных результатов. Чиновниками были разворованы колоссальные деньги. По стране стоят много недостроенных предприятий. И даже те предприятия, которые успели ввести в эксплуатацию, работают убыточно. Государство плохой хозяин и это все знают. Была официальная информация, что только сотрудники финансовой полиции Астаны возбудили 76 уголовных дел по факту хищения 8,2 млрд тенге и нецелевого использования денежных средств, выделенных на реализацию проектов в рамках ГПФИИР с января по сентябрь 2013 года. И это только вершина айсберга, то, что общественности смогли (или захотели) показать, а какие реальные потери бюджетных средств никто не знает. Ведь все мы знаем, что общественности всегда показывают только небольшие эпизоды мелких хищений госсредств, чтобы потом граждане Казахстана могли это обсуждать на своих "кухнях". А вот о крупных финансовых потерях народных средств, мы можем только догадываться. К сожалению, в бизнесе постоянно присутствует влияние чиновников. Это мешает развиваться в целом бизнесу. Допуская чиновников в дела бизнеса, мы сразу должны понимать, что будут разворовываться большие деньги. Но если программы по типу ФИИР в стране не закрывают, то значит кому-то это "нужно". На мой взгляд, надо уходить от прямого финансирования разных государственных программ по строительству новых предприятий. Это неэффективно со многих сторон: содержание большого штата чиновников, отсутствие качественного менеджмента, раздутые расценки строительства объектов. Считаю, госпрограммы надо создавать так, чтобы избежать рисков коррупционных махинаций. Лучше эти деньги использовать как компенсации затрат бизнесменов на строительство частных заводов, сельское хозяйство или туризм, как в Турции, где 40% затрат возмещает государство. При том, что в той же Турции нет такого количества нефти и газовых месторождений как в Казахстане. А мы имеем отличные возможности планку еще выше повысить. Ведь у нас – нефтяной потенциал. Любой бизнес направлен на прибыль. Поэтому, если предприятие начинает работать, то лучше его владельцу компенсировать затраты хотя бы на 40% Или через налоги, как это делают в Малайзии. Тогда заводы будут конкурентоспособны, не будет коррупционных махинаций, легко проверить целевое использование. Не понадобится брать средства из нефтяного фонда. И появится обоюдная ответственность бизнеса и власти. Нужно все же больше доверять самим предпринимателям, особенно отечественным. Мы, к сожалению, не даем им реальной возможности встать на ноги, средний класс не набрал еще сил. Чтобы развивать МСБ, нужна реконструкция соответствующего законодательства, особенно Налогового законодательства. Нужны такие условия, чтобы было интересно и иностранным, и отечественным бизнесменам инвестировать свой капитал в новые предприятия. Что же будет предложено инвесторам, желающим пристроить свои легальные и легализованные капиталы? От газет до пароходов. Сам план приватизации, утвержденный правительством, весьма обширен. Все “меню” разделено на несколько частей. “Основные блюда” – это объекты республиканской собственности. Среди них есть ряд известных в стране названий – как, например, “Казахфильм”. Государство предлагает 49% его акций путем прямой адресной продажи. То есть никакого конкурса здесь не будет. Зато еще одна известная организация – охранное предприятие “Кузет” – будет продана полностью и через коммерческий тендер уже в этом году. Быть может, менее известным общественности, но зато хорошо знакомым бизнесу является АО “Би-Логистикс”, которое занимается учетом, хранением и реализацией всего конфискованного имущества. Минюст выставит на аукцион 100% его акций уже в этом году. По сути, оно входит в систему комитета по исполнению судебных актов. И если его функции сохранятся, то предприятие сулит очень хорошие прибыли своим новым частным владельцам. Хотя в дальнейшей его работе, пусть и на частной основе, практически все будет зависеть от хороших отношений с бывшим хозяином в лице государства. Это касается, кстати, большей части приватизируемых объектов. Они ориентированы не на рынок, а на конкретное ведомство. И одной лишь приватизацией переместить их в рыночное пространство не получится. Например, министерство экономики продаст Институт экономических исследований. Привлекательность этого актива, конечно, зависит от того, будет ли оно в дальше получать госзаказы. В частные руки планируется передать ряд ведомственных учебных заведений. Возможно, они и представляют определенный интерес, но только если им на праве собственности принадлежат какие-то материальные активы, особенно недвижимость. МВД избавится от своих трех санаториев. Продаются также медиактивы агентства по связи информации, Минюста, МВД. Минтранском намерен выставить на тендер Балхашское и Илийское предприятия водных путей. Кроме них, из объектов реального сектора, выставленных на продажу, можно отнести разве что РГП “Казгипролесхоз” и АО “Лесной питомник”. Футболистов пустят с молотка Перечень объектов коммунальной собственности занимает в «приватизационном меню» гораздо больше страниц. Несмотря на объемность, список довольно ограничен по отраслям. Во-первых, акиматы избавятся от всех спортивных активов. Стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные лагеря и школы – всё будет приватизировано. Кроме этого, на продажу выставляется множество спортивных команд. Среди них и футбольные клубы премьер-лиги: “Актобе”, “Жетысу”, “Атырау”, “Ордабасы”, “Кайрат”, “Тобол”, “Спартак”. Так что возможностей почувствовать себя Абрамовичем или Керимовым (в казахстанских масштабах) – хоть отбавляй. Второй блок приватизируемых активов – это центры обучения государственному и иным языкам, центры формирования здорового образа жизни, центры переподготовки госслужащих, дома культуры, небольшое количество образовательные и медицинских учреждений, а также медиаактивы – газеты, телерадиоканалы. Как бизнес они интересны только в случае, если сохранят госзаказы. Среди знаковых объектов можно назвать лишь ТОО “Дворец Республики” и ТОО “Казахский государственный цирк” в Алматы, а также развлекательный центр “Думан” в Астане. Третья часть приватизируемых местными властями активов включает различные компании в сфере инфраструктуры и ЖКХ. Это автобусные и троллейбусные парки, автовокзалы, предприятия по уборке улиц, вывозу мусора, энергоснабжению, водоснабжению, обслуживанию и строительству автодорог, эксплуатации различных коммунальных сетей, озеленению. Есть в списке даже бани, которые почему-то принадлежали акиматам. Среди наиболее привлекательных активов можно назвать крупных коммунальных игроков в двух столицах: “Алматы Кала Жарык” (городское освещение), “Алматы тазалык” и “Астана Тазалык” (уборка улиц), “Алматыметрокурылыс”, “Астана-Зеленстрой”, “Астана-ЕРЦ” (сбор платежей за коммунальные услуги). Сесть на трубу На десерт, в качестве приложения к основному “меню”, идет перечень приватизируемых активов, входящих в госфонд “Самрук-Казына”. Его анализ показывает, что это даже не десерт, а самое настоящее главное блюдо, по сравнению с которым объекты, предлагаемые министерствами и акиматами, – просто бесплатный гарнир. Один только “КазМунайГаз” продает сразу несколько крупных активов. В их числе 49% акций “КазТрансГаз Аймак” и “КазТрансГаз-Алматы”. Первая компания контролирует львиную долю распределительных газопроводов, снабжая “голубым топливом” 8 из 9 газифицированных регионов. Вторая компания является “дочкой” первой и занимается газоснабжением крупнейшего рынка страны – Алматы и Алматинской области. Также государство уступит 49% акций “Казмортрансфлот”. Имея статус национального морского перевозчика, компания собрала внушительный флот, в составе которого есть и танкеры, и сухогрузы, а также владеет базой поддержки морских операций в Баутино. Если будет запущен Кашаган и реализуется проект расширения Тенгиза, то часть нефти может экспортироваться через трубопровод “Баку-Тбилиси-Джейхан”. В этом случае резко вырастет спрос на танкерные перевозки через Каспий, и “Казмортрансфлот” сможет этим воспользоваться. Кроме того, компания прорабатывает вопрос выхода на открытые моря, создав там собственный флот. Тот факт, что государство решило сохранить за собой контрольные пакеты акций “КазТрансГаз Аймак”, “КазтТрансГаз-Алматы” и “Казмортрансфлота”, подчеркивает их стратегическую значимость. А вот акции “Казахского института нефти и газа” и авиакомпании “Евро-Азия Эйр” будут проданы полностью. КИНГ является крупнейшим игроком на рынке нефтегазового консалтинга и проектирования, обеспечивая услугами всю группу “КазМунайГаз”. В его состав входит 4 отраслевые института. “Евро-Азия Эйр” также имеет стабильный портфель заказов от нефтяников, среди ее активов - 17 вертолетов и 2 самолета, 2 ангара и 2 местных аэропорта. Предусмотрена продажа и зарубежных владений “КазМунайГаза”. Газотранспортные “КазТрансГаз-Тбилиси” и “Кырказгаз” сложно назвать привлекательными компаниями. На их фоне более заманчивым выглядит доля 99,9% в ТД “Укрнефтепродукт” и 60% в “Херсонском НПЗ”. Однако на поверку качество украинских активов ничем не лучше грузинских и кыргызских. Доля в Херсонском заводе была куплена через ТД “Укрнефтепродукт” еще в 2000 году “Казахойлом” в качестве площадки для выхода на европейские рынки. Однако успешного бизнеса там не получилось. Завод работал ни шатко, ни валко. А с 2005 года был вообще остановлен. Толком не ясна и картина собственности, поскольку в украинских источниках реальным владельцем Херсонского НПЗ называется не КМГ, а группа “Континиум” Игоря Еремеева. Впрочем, низкая привлекательность приватизируемых зарубежных активов “КазМунайГаза” с лихвой перекрывается объектами, предлагаемыми внутри страны. Билет в хороший вагон Еще более масштабный выбор предлагает железнодорожный гигант “Казахстан темир жолы”. Нацкомпания намерена приватизировать 49% акций “Казтемиртранса” - крупнейшего оператора грузового вагонного парка. По данным самой компании, она осуществляет более 60% железнодорожных грузоперевозок. Также “Казтемиртранс” договорился о совместном использовании вагонного парка с российскими перевозчиками “Федеральная грузовая компания” и “Русагротранс”. На торги будут выставлены 49% акций “Транстелеком” (не только главный поставщик IT-услуг для железной дороги, но и один из ведущих игроков на телекоммуникационном рынке в целом) и 60,8% акций “Темиржолэнерго” (главный поставщик электроэнергии для нужд железной дороги). Еще одни довольно интересный объект – это 100% акций АО “Центр транспортного сервиса”, которое предоставляет услуги подъездных железнодорожных путей и занесено в реестр естественных монополистов. На торги выставляется контрольная доля участия в Temir Zhol Electrification - совместном предприятии с Siemens, которое получило обширные заказы на электрификацию железных дорог. “Казахстан темир жолы” планирует избавиться от своих активов в сфере производства и ремонта локомотивов и вагонов. Уйдут с торгов пакеты акций “Локомотив курастыру зауыты” (сборка тепловозов), “Электровоз курастыру зауыты” (сборка электровозов), “Тулпар-Тальго” (выпуск пассажирских вагонов), “Казахстанская вагоностроительная компания” (выпуск грузовых вагонов), “Алматинский вагоноремонтный завод”, “Камкор Локомотив” (19 предприятий по ремонту локомотивов), “Камкор Вагон” (7 вагоноремонтных депо), “Востокмашзавод” (крупнейшее в республике машиностроительное предприятие), “Астана Дизель Энджинс” (производство локомотивных двигателей). Наконец, в 2016 году через “Народное IPO” запланировано разместить 10% минус 1 акцию самой компании “Казахстан темир жолы”. Таким образом, железнодорожники продемонстрировали наибольшее желание запустить в “свой огород" частный капитал. Купите свет Среди прочих нацкомпаний, входящих в госфонд “Самрук-Казына”, наиболее широкий выбор предложений у “Самрук-Энерго”. Помимо того, что через “Народное IPO” будет размещено 20-25% акций самой компании, она продает целый ряд своих производственных “дочек”. Среди них Жамбылская ГРЭС и Актюбинская ТЭЦ. И внимание! “Алматинские электрические станции” (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Капчагайская ГЭС и каскад ГЭС). Приватизируются также распределительные и энергоснабжающие активы: “Мангистауская РЭК”, “Восточно-Казахстанская РЭК”, “Алматыэнергосбыт”, “Шыгысэнерготрейд”. Среди головных компаний следует отметить планируемую продажу 10% акций KEGOC и “Казатомпром”, 49% акций “Казахстан инжиниринг”. Последняя также продает доли почти в двух десятках своих производственных “дочек”. Немалые списки объектов на продажу предлагают и другие нацхолдинги – “Байтерек”,  ”КазАгро”, ”Парасат”, ”Зерде”, а также социально-предпринимательские корпорации. Чего-то особенно привлекательного в них обнаружить не удалось. Удивляет лишь обилие активов и отсутствие какой-либо бизнес-логики в их подборе. Например, в структуре холдинга ”Байтерек”, который вообще-то создан для финансово-инвестиционной поддержки, есть такие объекты, как конструкторские бюро и технопарки. ”КазАгро” владеет долями в 24 микрокредитных организациях. Активы СПК – это вообще отдельный разговор. В них собрано всё – от заготовительных центров и рудников до электростанций и ферм.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.