Ешь, молись, плати: казахстанцы берут кредиты на покупку продуктов

57% опрошенных считают, что сейчас не подходящее время для займов

17 июня 2022 года

Почти половина казахстанцев за последние три месяца брали кредит на покупку телефонов, техники, одежды и продуктов. Об этом говорится в исследовании компании Aitu Dala, сообщает LS.

Опрос был проведен среди более чем 2 тыс. человек в апреле-мае текущего года, рассказал заместитель генерального директора по стратегии компании Дастан Баякенов.

По его данным, 48% опрошенных за последние три месяца брали кредит и рассрочку. И потратили их в основном на смартфоны, аксессуары для телефонов (37,3% респондентов), бытовую технику (30,9%), одежду и обувь (24,6%), продукты питания (16,1%) и товары для дома (15,4%).

Также это касается покупки мебели (13,9%), компьютерной техники и ноутбуков (12,6%), детских товаров (10,3%), запчастей для машины, автотоваров (9,7%), стройматериалов (7,6%) и авто (7,1%).

"Интересно то, что 57% опрошенных сказали, что сейчас на самом деле не очень подходящее время для того, чтобы брать кредиты и рассрочки. Из них 53% отметили, что не планируют брать. Но это, наверное, такая динамика, поскольку завтра нет какой-то определенности", – выразил мнение Баякенов.

Кроме того, из исследования следует, что за последние три месяца 82,2% опрошенных стали больше экономить.

Основными статьями экономии стали траты на кафе, рестораны – 39,8%, развлечения – 38,9%, одежду и обувь – 36,2%, бытовую технику и электронику – 32,1%, салоны красоты – 31,7%, услуги такси – 24,6% и косметику – 24,6%.

Также отдельно были рассмотрены продукты питания. По данным Баякенова, за последние три месяца респонденты в основном стали экономить на мясе (46,7% опрошенных), фруктах, ягодах (30,7%), сахаре (22,6%), алкогольных напитках (19,2%), кисломолочных продуктах (18,4%), консервах и безалкогольных напитках (по 18,2%) и мясе птицы (18,1%).

При этом меньше всего людей экономили на макаронных изделиях, хлебе и хлебобулочных изделиях, крупах, молоке, яйцах и муке. А 15,6% участников опроса и вовсе не пришлось сталкиваться с этой проблемой.

Исследование затронуло тему экономии не только за последние три месяца, но и за последний год. Так, по данным эксперта, за данный период времени экономить деньги стал каждый второй опрошенный. Для 24,5% ситуация не изменилась, а 15,1% стали экономить меньше

Что касается изменения потребления по сравнению с прошлым годом, то 21,5% респондентов стали чаще покупать по акциям и скидкам. 17,1% – чаще ходить в недорогие магазины, 12,2% – меньше себя баловать, отказавшись от излишеств. 11,5% – меньше тратить на некоторые привычные покупки. 9,5% – реже ходить в кафе, рестораны и другие заведения, указано в данных Баякенова.

"Мы спросили, как санкции против России, волатильность курса валют, снижение доходов, изменение трудового статуса и прочие глобальные вещи повлияли на них. 44,2% опрошенных сказали, что значительно. Но остальные 55,8% слабо отреагировали на это", – отметил эксперт.

Также выяснилось, что казахстанцы не только экономят и берут кредиты, но также отказываются от крупных покупок. По информации Баякенова, за последние три месяца сделали это почти 58% опрошенных. Главная причина – рост цен. А также это нехватка денег, нестабильность валюты и санкции против России.

Однако почти 43% указали, что делали крупные покупки, используя свои вклады и сбережения: на мобильный телефон и компьютер (27,2% опрошенных), лечение (21,4%), технику для дома (18,9%), ремонт жилья (16,7%), покупку недвижимости (14,2%), оплату образовательных услуг (10,9%), покупку авто (10,1%) и т.д.

Помимо этого, респондентов также спросили о том, смогут ли они вернуться к прежнему уровню потребления. Баякенов подчеркнул, что 34,2% не имеют конкретного мнения по данному вопросу. 14,6% уверены, что вернутся через один-два месяца, 13,2% – через три-шесть месяцев, 10,8% – не смогут вернуться к прежнему уровню. 10% – более чем через год, 9,4% – уже на прежнем уровне, 7,2% – через 7-12 месяцев.

"В связи с экономической ситуацией есть большая угроза снижения потребительских стандартов, особенно у семейных людей с детьми, которые в основном стали экономить в последнее время на одежде, обуви и еде. Пассивные стратегии адаптации – это экономия и отказ от излишеств, которыми сейчас пользуются. А когда есть доступ к дешевым альтернативам продуктов, услуг, товаров, даже если они хуже качеством, люди предпочитают отказываться от кредитов и рассрочек. Мы надеемся, что это ненадолго", – пояснил Баякенов.

Он также рассказал о портрете участников опроса. Большинство – женщины. Средний возраст – 38 лет. 68% – жители городов, 71% – дипломированные, 58% заняты в экономике. При этом 81% являются низкодоходными респондентами, а 71% имеют детей.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.