Павел Беклемишев: Госорганы должны прекратить мешать машиностроению

На IV форуме машиностроителей LS выслушал разные мнения о состоянии отрасли.

16 сентября 2016 года
    

Положение дел в машиностроительной отрасли Казахстана выглядит по-разному, если сравнивать то, что говорят с трибуны, с откровениями в кулуарах. Такой вывод можно сделать, побывав на IV форуме машиностроителей, который проходит в Астане, передает LS

Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек в своем докладе признал, что в последние два года отрасль сталкивается с серьезным вызовами. Они связаны с общемировым экономическим трендом: снижение спроса, уменьшение инвестиций в модернизацию, ухудшение условий кредитования текущей деятельности и так далее. Однако в остальном благодаря антикризисным государственным мерам чиновник склонен оценивать ситуацию положительно. 

"Мы можем констатировать, что эти меры позволили в период стагнации дать определенный импульс отрасли, более того, в последние месяцы мы видим определенный рост в некоторых секторах промышленности машиностроения. В целом по итогам 2016 года планируется достичь показателя индексы физического объема 85%", - сказал министр. 

А вот генеральный директор завода "Белкамит" Павел Беклемишев не в восторге от попыток государства напрямую управлять этим сектором экономики. По его мнению, это лишает руководителей машиностроительных предприятий  умения самостоятельно мыслить. 

"К сожалению, машиностроение не самостоятельно. Правительство пытается им руководить. И сами представители машиностроительной отрасли по любому поводу обращаются к государству. А должны были бы уже стать более самостоятельными. Это неправильно. Если мы декларируем, что живем в условиях рыночной экономики, то мы не должны этого делать", - сказал Беклемишев в интервью LS

Из больших системных проблем, которые сдерживают рост производства, Женис Касымбек назвал дефицит долгосрочных дешевых кредитов. Из-за него предприятия машиностроения не могут до конца использовать свой потенциал, расширять линейку выпускаемой продукции и повышать локализацию. Решением стало выделение средства на реализацию конкретных проектов и субсидирование ставок для кредитов через холдинг "Байтерек". 

"Если мы возьмем, например, автопром, то он был поддержан через кредитование потребителей. Таким образом, было выдано более 7,5 тыс. автокредитов. В первом квартале текущего года падение спроса продолжилось в этой отрасли, но цифры за последние три месяца позволяют надеяться на достижение объемов производства уровня прошлого года", - констатировал глава МИР.

Производственник Беклемишев в свою очередь говорит, что для него главное – равные правила игры с импортерами. Речь идет о поставках в Казахстан оборудования для нефтегазового сектора. Такое же собирают на "Белкамите", но иностранные компании предпочитают в рамках соглашений о разделе продукции завозить его из-за рубежа. 

"Для того чтобы все происходило быстро, в Казахстане всем импортерам оборудования, машин давали всякие преференции. Вот у них они все еще продолжают оставаться, а у отечественных машиностроителей их как не было, так и нет. Это большая проблема", - посетовал Павел Беклемишев. 

В будущее министр по инвестициям и развитию смотрит с оптимизмом. Чтобы шагать в ногу со временем запланировано даже развитие и поддержка производства отечественных электромобилей. Первые опытные образцы, по словам Жениса Касымбека, уже тестируют. 

"Планируется работа по созданию соответствующей инфраструктуры, в частности проект по развитию заправочных станций в Алматы и Астане и крупных автомагистралях в районе этих городов", - поделился планами госчиновник. 

Он не уточнил, есть ли сейчас в стране достаточно подготовленных кадров, чтобы реализовать такой технологически продвинутый проект в области, где соревнуются мировые лидеры. В тоже время Павел Беклемишев отметил, что проблема нехватки технических специалистов весьма актуальна для казахстанских предприятий. Государство ее решает, но медленно.

"Синие воротнички - это инженеры, еще можно подготовить. Они требуются все-таки в малом количестве. А вот квалифицированных рабочих очень мало. Их раньше готовили в системе профтехобразования - ТИПО. Она практически умерла . Мы декларируем, что надо развивать дуальное образование, но кроме декларации ничего под этим сегодня пока нет", - резюмировал Беклемишев. 

Конечно, министр знает о проблемах отрасли, и производственники могут назвать массу положительных моментов в своей работе. Истина, как обычно, где-то посередине. Во всяком случае, как сказал сегодня на форуме президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев, слухи о смерти отрасли сильно преувеличены. Впрочем, на это можно привести еще одну фразу Беклемишева: "Чтобы мы смогли преодолеть эти проблемы, госорганы должны прекратить мешать машиностроению".

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.