Когда в ЕАЭС появится наднациональный регулятор

На сегодняшний день уровень полномочий и перечень его функций конкретно не прописаны

21 апреля 2021 года

Профучастники высказали LS свое мнение о том, насколько реально появление наднационального органа в ЕАЭС на фоне отсутствия скоординированной денежно-кредитной политики и наличия экономических пробелов в Союзе.

Старший аналитик AERC Евгения Пак отметила, что на данный момент не решены задачи этапов, предшествующих созданию этого органа и общего финансового рынка. 

"Я считаю, что наднациональный орган по финрегулированию в ЕАЭС будет создан не ранее 2022 года. Более того, даже сами разговоры об этом являются слишком преждевременными. До сих пор даже движение товаров между странами ЕАЭС действует с определенными изъятиями и ограничениями, что уж говорить о капитале. Также экономические проблемы, препятствующие углублению интеграции, дополняются политическим кризисом в Беларуси, переворотом в Кыргызстане, санкциями против России. Понятно, что политическая сторона отношений лежит вне ЕАЭС. Однако нельзя не смотреть на картину взаимоотношений стран в целом, продумывая вопросы дальнейшей интеграции", – подчеркнула она.

Пак добавила, что спешить в этом вопросе нельзя. Требуется четко определить цели, инструменты, полномочия нового наднационального органа. Однако для этого нужно, чтобы между странами-участницами уже была достигнута гармонизация валютных рынков, проводилась скоординированная денежно-кредитная политика, было унифицировано законодательство по регулированию финансовых организаций.

"Но по факту, указанные факторы все еще оставляет желать лучшего. Так, даже если не брать в расчет кризисный 2020 год, динамика инфляции и процентных ставок стран-участниц ЕАЭС существенно различалась. К примеру, в среднем за 2019 год инфляция в Армении составляла 1,4%, в Кыргызстане она была 1,1%, в Казахстане – 5,3%, в Беларуси – 5,6%, в России – 3%. Более того, препятствием углублению интеграции все еще служит высокая волатильность нацвалют. Иными словами, для создания основ функционирования нового органа многое предстоит еще сделать. Необходимо не допустить неравного наднационального регулирования, давления со стороны этого органа, неравного учета интересов участников интеграции", – отметила аналитик.

Помимо этого, Пак подчеркнула, что в теории наднациональный орган создается для того, чтобы снизить издержки взаимодействия между странами (бюрократические проволочки).

"С одной стороны, идея создания данного органа сама по себе положительная, ведь говорит об углублении интеграции стран – участниц ЕАЭС, о снижении взаимных барьеров в движении не только товаров, услуг и рабочей силы, но и капитала. Но, с другой стороны, с точки зрения практической реализации возникают вопросы по поводу того, как будет достигаться гармонизация финрынков, учитывая, что на данном этапе степень их развития отличается. Давайте будем честны: Московскую биржу сложно даже сравнивать с Казахстанской или с Армянской как по объемам операций, так и по числу участников и количеству представленных фининструментов", – отметила она.

Вместе с тем независимый экономист Александр Юрин напомнил, что в договоре о Евразийском экономическом союзе говорится, что наднациональный орган должен быть создан в 2025 году в Алматы.

"Ускорить его появление вряд ли получится – многолетний опыт свидетельствует, что странам – участницам ЕАЭС бывает довольно тяжело договориться друг с другом даже по элементарным вопросам. С другой стороны, судя по положениям утвержденной в 2019 году Концепции формирования общего финрынка, создание наднационального регулятора не предполагает снижения роли нацрегуляторов и центральных банков стран-участниц", – пояснил он.

Экономист обратил внимание на то, что уровень полномочий указанного органа и перечень его функций пока еще не прописаны конкретно ни в одном документе. В этих обстоятельствах, по его мнению, наднациональный регулятор будет выполнять преимущественно консультативно-совещательные функции и обладать довольно аморфными полномочиями.

"Появление данного органа в таком виде вряд ли окажет существенное влияние на финрынки стран – участниц ЕАЭС. Что касается бюррократизации, то создание регулятора приведет к тому, что, кроме внутриведомственного и межведомственного согласования, при принятии решений потребуется еще и согласование на международном уровне, что вряд ли увеличит эффективность деятельности госорганов", – резюмировал он.

Отметим, что в середине апреля состоялось 21-е заседание консультационного совета по валютной политике центробанков государств – членов ЕАЭС. В ходе обсуждения стороны обменялись мнениями относительно подготовки международного договора о наднациональном органе по регулированию финрынка.

Ранее LS писал о том, что по мнению финансиста Григория Марченко, для создания наднациональной валюты и наднационального центробанка в ЕАЭС понадобится 8-10 лет.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.