В Казахстане недовольны использованием денег Нацфонда

Аналитик назвал траты государства через бюджет проеданием фонда будущих поколений

8 августа 2022 года

В Национальном банке ожидают, что нефтяных поступлений в Национальный фонд будет недостаточно для покрытия роста расходов бюджета, передает LS.

В отчете Нацбанка о финансовой стабильности Казахстана указано, что период накопления сверхдоходов от продажи сырой нефти завершился в 2015 году, после чего чистые активы государства начали истощаться быстрыми темпами.

"В долгосрочной перспективе без изменения фискальной политики нефтяных поступлений в Нацфонд не будет достаточно для покрытия роста расходов бюджета. Вследствие чего основным приоритетом налогово-бюджетной политики становятся мероприятия по повышению ненефтяных доходов бюджета, росту эффективности и дисциплины бюджетных расходов, которые отражены в проекте Концепции управления госфинансами до 2030 года", – отметили в документе.

Кроме того, в отчете поясняется, что низкий уровень ненефтяных доходов по отношению к росту номинального ВВП за последние 10 лет привел к значительному снижению чистых активов правительства. Вследствие чего возникает риск, связанный с ростом долговой нагрузки и косвенным снижением фискальных стимулов в долгосрочной перспективе.

Также для поддержания высокого уровня расходов увеличиваются размер и доля выделяемых трансфертов из Нацфонда, активы которого пополняются за счет поступлений от организаций нефтяного сектора.

В Нацбанке подчеркнули, что после падения цен на нефть в конце 2014 года поступления в Нацфонд были значительно ниже выделяемых трансфертов. А, учитывая волатильность цен на сырье, тренд на переход к ВИЭ и исчерпаемость природных ресурсов, нефтяные доходы не могут являться надежным источником финансирования расходов бюджета без механизма обеспечения сохранности Национального фонда. Другими словами, нефтяные поступления волатильны и в долгосрочной перспективе не смогут поддерживать рост трансфертов.

"Ненефтяные поступления являются более стабильным источником доходов по сравнению с нефтяными, однако их текущий уровень не способен обеспечивать рост расходов в долгосрочной перспективе. Это может привести к истощению чистых активов государства, росту стоимости привлечения долга и вынужденной консолидации расходов бюджета. Таким образом, несбалансированная фискальная политика выражается растущим разрывом между ненефтяными поступлениями и расходами", – пояснили в отчете.

Тем временем несбалансированность госфинансов, как указано в документе, несет в себе риски сужения фискального пространства, что потенциально снижает устойчивость экономики к непредвиденным шокам в будущем, а также может привести к косвенной консолидации расходов и, как следствие, росту долговой нагрузки на бюджет.

"На протяжении уже более 10 лет сохраняются высокий уровень ненефтяного дефицита и высокая процикличность консолидированного дефицита республиканского бюджета. Хронически высокий ненефтяной дефицит (в среднем 8,8% к ВВП с 2010 года) покрывается активами Нацфонда, которые пополняются за счет волатильных нефтяных доходов, и долгом правительства. После окончания периода высоких цен на нефть в 2015 году способность госфинансов обслуживать долг постепенно снижается, что повышает макрофискальные риски и, соответственно, стоимость привлечения займов в среднесрочной перспективе", – отметили в документе.

В то же время долговая нагрузка на республиканский бюджет растет быстрыми темпами. Так, на конец 2021 года выплаты по вознаграждению правительственного долга составили 13,7% от объема ненефтяных поступлений в республиканский бюджет. При этом рост размера выплат по вознаграждению правительственного долга опережает номинальный рост ВВП.

"Таким образом, основным приоритетом фискальной политики в среднесрочной перспективе должно стать повышение дисциплины и эффективности расходов бюджета, а также повышение ненефтяных доходов бюджета", – считают в Нацбанке.

Между тем использование средств Национального фонда подверглось резкой критике со стороны аналитика Газиза Абишева. Он сообщил, что с 2000 по 2015 год в Нацфонд было перечислено около $150 млрд. А уже на начало 2016 года активы снизились на $86 млрд. Согласно его расчетам, три четверти были потрачены на покрытие дефицита госбюджета, а на $20 млрд приобретены ценные бумаги квазигоссектора, выплачивались бонусы руководству и топ-менеджменту компаний, спасали частные банки и другое.

По словам аналитика, траты государства через бюджет более половины отложенных в Нацфонд денег – это проеданием фонда будущих поколений.

"В среднем несколько миллиардов долларов изымалось из бюджета на залатывание дыр. А где же все эти разговоры о поиске новых источников дохода? Большая часть из этих денег скорее всего уже растворилась, и концов не найдешь. Сменились те, кто разрабатывал решения, принимал их и воплощал в жизнь. Кадровый состав руководства министерств пережил несколько волн перестановок. С кого спрашивать?" – задается вопросом он.

При этом Абишев напомнил, что в Нацфонде деньги хранятся в валюте, а выдаются в тенге по актуальному курсу под низкие проценты на десятки лет.

"Даже если считать, что никакого списания не будет, это ведь почти бесплатная заливка денег из Нацфонда в квазигоссектор. Миллиарды долларов теряются на этом, и никакой отчетности. Топ-менеджеры выбили деньги, получили свои премии, заработали и уволилились. Поэтому необходимо четко все прояснить, и если кто-то виновен в явно нецелевом использовании средств Нацфонда – то вернуть эти деньги государству. Есть состав преступления – принять меры. Если случайность, то сделать выводы и больше такого не повторять", – заявил он.

Аналитик считает, что для решения этих проблем необходимо создать специальную парламентскую комиссию с четким мандатом – ревизия использования средств Нацфонда.

"Нужно предоставить этой временной комиссии полномочия давать поручения Счетному комитету, Генпрокуратуре, Минфину, Нацбанку и привлекать экспертов из гражданского общества. И пусть эта комиссия, как в США, ведет свое политическое расследование, а затем предоставит доклад в парламент, который послужит основанием для дальнейших действий", – предложил он.

В ответе на официльный запрос LS в министерстве финансов сообщили, что $86 млрд были выделены из Нацфонда в республиканский бюджет в виде гарантированного и целевого трансфертов.

"Эти деньги подлежат постоянному мониторингу соответствующими госорганами на предмет законности, то есть предотвращения, пресечения, выявления нарушений и недостатков при исполнении бюджета. Возврату в Нацфонд подлежат лишь неиспользованные (недоиспользованные) суммы гарантированных, целевых трансфертов и использованные не по целевому назначению суммы целевых трансфертов", – пояснили в ведомстве.

В свою очередь в Нацбанке прояснили ситуацию с инвестиционным управлением активами Нацфонда, подчеркнув, что вопросы, связанные с поступлениями и изъятиями, относятся к компетенции правительства.

"С 2009 по 2016 годы в портфель Нацфонда приобретались облигации "Самрук-Қазына", "Байтерека" и "КазАгро" общей стоимостью порядка 3 трлн тенге по ставкам от 0,01% до 3% и сроком погашения от 20 до 50 лет. Было указано конкретное целевое назначение, в том числе для поддержки сектора недвижимости, отечественных экспортеров, обрабатывающей промышленности, финансирования программы ГПИИР, а также для пополнения уставного капитала дочерних организаций "Самрук-Қазына", – резюмировали в Нацбанке.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.