В Казахстане появился образовательный страховой продукт с госсубсидией

16 ноября 2022 года

В Казахстане появился первый образовательный накопительный страховой продукт с субсидией государства, передает LS.

В АРРФР уточнили, что 12 сентября 2022 года в Казахстане вступили в действие поправки, которые позволяют страховым компаниям участвовать в государственной образовательной накопительной системе (ГОНС). Данная программа позволяет накопить средства, которые граждане смогут потратить на оплату профессионально-технического и высшего образования ребенка в Казахстане или за рубежом. Сейчас в ней участвуют четыре банка, также открыто 22 тыс. образовательных депозитов на общую сумму около 33,5 млрд тенге.

"Альтернативный канал продаж данного инвестиционного продукта теперь наряду с банками будут предлагать и страховые организации. Заключив договор образовательного накопительного страхования жизни в рамках ГОНС, родители смогут копить на обучение своих детей, получая в дополнение к инвестиционному доходу, начисляемому страховой организацией, премию государства в размере 5% годовых (для приоритетной категории населения, например, дети-сироты, инвалиды, дети из многодетных семей – 7% годовых). Так, ставка доходности гарантируется на весь срок действия договора в отличие от депозита (от 8% до 10%). Также гарантия Фонда гарантирования страховых выплат покрывает полную накопленную сумму, тогда как гарантия КФГД – только до 20 млн тенге. В случае потери трудоспособности родителя или его смерти выплачивается полная стоимость обучения независимо от накопленной суммы", – отметили в АРРФР.

Помимо этого, в агентстве уточнили, что в Фонде гарантирования страховых выплат будет внедрен риск-ориентированный подход в формировании резервов с учетом оценки рисков каждой страховой компании. Данная методология будет введена к 1 июля 2023 года.

Как пояснили в ведомстве, гарантия фонда позволяет клиентам вовремя получать свои выплаты в период передачи портфеля от ликвидируемой страховой организации новому страховщику. Ранее на этот период выплаты приостанавливались.

"Теперь процесс ликвидации страховой организации больше не будет чувствителен для ее клиентов, поскольку обязательства перед ними продолжит выполнять Фонд гарантирования страховых выплат за счет накопленного резерва", – уточнили в ведомстве.

С 1 января 2023 года резервы фонда будут храниться в банке-кастодиане, который будет контролировать целевое использование денег. 

Отметим, на 16 ноября текущего года активы фонда составляют 19,8 млрд тенге. Известно, что до 12 сентября этого года гарантия фонда распространялась только на пять классов страхования. В том числе на три вида обязательного страхования и два вида аннуитетного страхования. После этого ведомство создало механизм полной и непрерывной гарантии по десяти классам страхования, включая все обязательные классы, пенсионные аннуитеты и страхование жизни в рамках ГОНС.

Кроме этого, усилен институт обязательного досудебного урегулирования споров в страховании. Ожидается, что 1 января 2024 года страховой омбудсмен будет выступать в роли полноценного института обязательного досудебного урегулирования споров. Обращение к омбудсмену станет необходимым шагом перед подачей иска в суд на действия страховой организации. Речь идет об урегулировании разногласий по всем видам страхования, в которых в качестве страхователей выступают физические лица или субъекты малого предпринимательства. Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсмену только по обязательному автострахованию. Сумма требований по разногласиям лиц не должна превышать 10 000 МРП (или 30,6 млн тенге).

В настоящее время обращение к страховому омбудсмену добровольное. С жалобами на действия страховых организаций потребители в основном обращаются либо к регулятору, либо в суд. Судебные разбирательства отнимают много времени и требуют расходов на оплату судебных издержек, услуг юридических консультантов и оценщиков для проведения независимой оценки ущерба. 

В свою очередь введение обязательного досудебного урегулирования споров позволит сократить количество обращений потребителей в суд с жалобами на страховые организации. Решение страхового омбудсмена является обязательным для исполнения, контроль за этим осуществляет Агентство. Существенно сократятся расходы потребителей на урегулирование спора, поскольку услуги страхового омбудсмана, включая проведение повторной оценки размера ущерба, бесплатны для клиента.

По закону, финансирование страхового омбудсмена осуществляется за счет обязательных взносов страховых организаций. В текущем году агентством разработана и принята принципиально новая методика расчета обязательных взносов страховых организаций омбудсману. Суть методики заключается в том, чтобы учитывать при определении размера взноса количество жалоб потребителей на действия страховой организации и наличие в отношении неё принятых мер воздействия и санкций. То есть страховщики, у которых больше недовольных клиентов и нарушений, будут платить больше взносов омбудсману.

Агентством также были изменены правила деятельности самого страхового омбудсмена. Если раньше основным документом, определяющим все бизнес-процессы омбудсмена по рассмотрению споров, были внутренние правила, то с сентября текущего года действует нормативный правовой акт, которым установлены сроки рассмотрения обращений, основания для отказа в их рассмотрении, право потребителя участвовать при рассмотрении спора и многие другие обязательные процедуры. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.