Решение о развитии должны принимать профессионалы, а не «експерты из социальных сетей»

Нуркен Халыкберген рассказал о работе казахстанских телекоммуникационных операторов

1 февраля 2019 года
    

Начиная с 2006 года, когда я только пришел в телеком, и до сегодняшнего дня цены на бензин, коммунальные расходы, еду, одежду, машины только росли и продолжают расти. Единственное, что все эти годы дешевело, – это была стоимость связи (фикс/мобильная/передача данных). Все эти годы банки, сельхозпроизводители, "заводы и фабрики", ретейлеры, строители и прочие несырьевые отрасли (а-ля "драйверы экономики") так или иначе получали деньги из госбюджета (помощь, субсидирование, льготное кредитование, дотации, спасение и прочие). 

За 13 лет появлялись и банкротились куча банков, строительных компаний, агрохолдингов, заводов и фабрик, исчезая и унося с собой миллиарды тенге (зачастую выкачанные из бюджета республики) в неизвестном направлении, оставляя кучу проблем для государства, партнеров и простых людей.

Телекоммуникационные операторы, несмотря на многомиллионные (долларовые) и многомиллиардные (тенговые) инвестиции из самостоятельно найденных средств, несмотря на давление экономики и девальвацию, несмотря на сложность законодательства и регулирования (один только вопрос частотного спектра чего стоил), за все эти годы несли деньги в страну, а потом не только отбивали свои затраты (не прибегая к помощи государства (!), даже, более того, значительно подправляя благосостояние государственного бюджета), но и заработали себе на хлеб с маслом, погруженного в бочку севрюжьей икорки. Справедливости ради отмечу, что в целом телеком-сектор создал за все это время тысячи и тысячи рабочих мест по всей стране и вообще помог другим отраслям и создал пару новых.

Кстати, именно телеком-сектору должны быть благодарны блогеры, вайнеры, стендаперы, стартаперы и прочие иконы стиля – именно благодаря ему они могут зарабатывать, ничего материального не создавая...

Благодаря именно телеком-сектору есть возможность радоваться достижениям отдельных банков в области онлайн-кредитования и электронной коммерции. ЦОНы, которые так сейчас экономят время, различные системы оплаты, торговые системы, интернет-магазины и прочие – это также, по сути, производные от телекома. Конечно, их создатели приложили немало сил и усилий, чтобы эти компании появились на свет и заняли свое место под солнцем, но если бы не было возможностей телекома… 

С одной стороны, я рад, что данная отрасль (в частности, сотовый бизнес) создавался зарубежными игроками – международный опыт и знания, технологии и специалисты, внедрение в международный IT&Telecom-рынок. Однако, с другой стороны, большая часть капитала уходила за рубеж (и в некоторых случаях до сих пор утекает). И было бы, конечно, неплохо, если заработанные средства полностью оставались все-таки в стране и шли на новые проекты в других отраслях экономики, но это уже, наверное, мои личные фантазии.

Но есть "Казахтелеком", без которого большая часть независимых игроков "сосали бы лапу" и мечтали бы о существующих доходах (ведь большая часть завязана на национальной магистральной ВОЛС, серверах и облачном хранении, транзитных каналах, вышках и др.).

"Казахтелеком", который принято обычно ругать и ненавидеть, по сути, единственный прибыльный бизнес-проект государства, который стабильно и постоянно зарабатывает деньги как внутри страны, так и давая валютную выручку от транзитных возможностей. Единственная государственная контора, которую можно не любить, но именно она дает несырьевой прибыли на несколько десятков миллиардов тенге, одновременно уплачивая налоги, давая рабочие места, и подталкивает другие отрасли.

Мой личный опыт демонстрирует, что телекомом люди "были, есть и будут" недовольны всегда. И это проблема всех операторов: "не могу дозвониться в call-центр", "пропадает связь", "неправильно списались деньги", "слишком дорого", "слишком долго", "дайте бесплатно и две сразу". И людям все равно, что каких-то 10-12 лет назад для пополнения баланса нужно было покупать карточки (стирать защитный слой и вбивать по 14 цифр), что тарификация была поминутной, что скорость GRPS была в два раза быстрее dial-up, что за городом связь появилась не сразу, что государство дало лицензии на 3G позже всех на территории СНГ, что охват связью территории страны до сих пор не завершен и др.

Возвращаясь к теме эффективности и возвратности средств. Большая часть крупных игроков в телекоме – это акционерные общества, листингующиеся на международных фондовых биржах, и демонстрация эффективности использования капитала (привлеченного в виде коммерческих займов, вливаний материнских компаний или инвестиционных фондов, выпуска ценных бумаг и др.), кредитный рейтинг – это не пустой звук. Самые ответственные мероприятия для PR-подразделений сотовых операторов были квартальные, полугодовые и годовые отчеты, на которых мы отчитывались о финансовых результатах. Акционеров, журналистов, экспертов, аналитиков в какой-то мере волновали наши CAPEX&OPEX, но лишь в разрезе соотношения к показателям ROI, EBITDA, Margin.

Все равно, сколько заплатили за новые частоты, оборудование, лицензии, услуги консалтинга, потратили на фонд оплаты труда и налоги – главное всегда было и есть, сколько заработали и размер чистой прибыли (и мне сложно вспомнить, чтобы ее не было). Даже Tele2 с его безумной (по казахстанским меркам) моделью дискаунтера, умудрился за пару лет вылезти на самоокупаемость и ползти вверх к прибыли, отбивая нереальные для рядового обывателя инвестиции в сотни миллионов долларов США.

Чтобы понимать и разбираться в реальном состоянии дел в телекоме, учитывать многоаспектность и разносторонность технологического развития – нужно жить в этом, ежедневно отслеживая новости, тренды, финансовые показатели. Простой пример из недалекого прошлого: в начале 2000-х международные телеком-корпорации стояли на распутье: какая технология станет приоритетной и основной во вселенной связи четвертого поколения (4G)?! Во что вкладывать инвестиции: в WiMAX или в эволюционное продолжение LTE?! Куда пойдет мир?!

WiMAX (который условно абстрактно можно назвать гигантским WiFi, который охватывает связью площадь в несколько десятков километров от антенны) – этот стандарт связи в отличие от других технологий сотовой связи очень и очень прост и быстр в развертывании и по мере необходимости легко масштабируем. И это очень важно, когда необходимо развернуть крупную сеть в кратчайшие сроки. Например, в декабре 2004 года в Индонезии (Aceh) были практически моментально развернуты сети WiMAX, чтобы предоставить доступ в Сеть и связь всем выжившим после цунами. Вся телекоммуникационная инфраструктура региона была выведена из строя, и именно WIMAX смог предоставить оперативное восстановление услуг связи для всего региона после ЧС.

Сейчас-то уже понятно, что сотовые операторы предпочли стандарт LTE. Но именно тогда решение о дальнейшей стратегии развития принималось на глобальном уровне советом технических экспертов, топ-менеджментом корпораций и научными умами. Многие гиганты предпочли не рисковать и создавали различные объединения и форумы (как это было в случае с разработкой технологий 3G после печального разделения мира на GSM и CDMA). Что подтверждается опять же современным опытом объединения в консорциумы мировыми производителями для разработки технологий 5G.

Во что инвестировать, какой эволюционный путь развития избрать, с кем и как совместно развиваться? Вот глобальные вопросы, которые стоят перед всеми игроками. И цена принятия этих решений будет стоить "жизни" глобальным экономикам. Простой пример: все мы любим сериалы. И если бы Netflix когда-то не принял решения об изменении стратегии развития – вместо "предоставления видеокассет в аренду" на "предоставление онлайн-доступа к видеопродукции", которую они создают теперь сами, появились бы вообще тогда HBO и прочие конторы с продуктами вроде "Игры престолов", "Клана Сопрано", "Отчаянных домохозяек" и прочих.

Решение о дальнейшем развитии должны принимать профессионалы, а не "експерты из социальных сетей", профессионалы с сильными техническими и финансовыми компетенциями, с ответственностью за написанное и сказанное. И если в начале моей карьеры в телекоме у меня лично было ощущение, что Казахстан барахтался где-то на задних рядах технологического развития глобального телеком-рынка (судя по скорости доступа, используемым технологиям, стоимости услуг для пользователей и др.), то последние пять-семь лет моих путешествий по миру лично мне демонстрируют, что тяжелый и долгий старт, который набирал национальный телеком, начинает себя оправдывать. Оптоволоконные линии, соединенные в магистральное кольцо, использование технологий третьего и четвертого поколений и уже тестирование технологий 5, сумасшедший по объемам потребления мобильный трафик. 

Про потребление трафика. Для финнов (одних из лидеров мирового рынка в телекоме), у которых моя супруга работает уже почти 10 лет в роли Торгового эмиссара Финляндии, Казахстан уже стал хорошим примером и зоной интересов мировой телекоммуникационной отрасли. Простой пример: финны потребляют мобильный интернет на 10 гигабайт, один из самых популярных пакетов у Altel – 12 гигабайт.

Недавно меня насмешил случай, когда отдельные "авторитеты" (в телекоме не работавшие) решили лезть в управленческие вопросы. Те самые нашумевшие 700 млн тенге. Сколько стоят услуги консультанта – вопрос абсолютно не праздный (в том числе и для меня, поскольку мой бизнес также связан с предоставлением консультационных услуг в области корпоративных, антикризисных коммуникаций, репутационном менеджменте). Так вот, ответ очень прост: услуги стоят ровно столько, сколько они принесут/спасут денег клиенту. На кону вопрос правильных управленческих решений и будущих прибылей, которых может и не быть, если будет выбран не тот вектор развития.

Поинтересуйтесь у других глобальных игроков или просто погуглите, сколько стоят услуги BCG, McKinsey или ребят из BIG3, а потом поинтересуйтесь, сколько прибыли принесли такие советы. Сразу оговорюсь, советы для коммерческих компаний, а не для министерств, ведомств и агентств (тут мое мнение: это больше освоение средств, чем эффективная работа).

Нуркен Халыкберген, PR-специалист

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.