Границы размыты: аналитики о кредитовании онлайн-бизнеса

Условия по этой программе должны быть более привлекательными, чем предлагают банки

11 августа 2020 года

Профучастники, опрошенные LS, попытались ответить на вопрос, каким будет кредитование онлайн-бизнеса в стране и какой эффект оно окажет на финрынок.

Ранее премьер-министр Аскар Мамин поручил министерствам цифрового развития и торговли совместно с БРК проработать вопросы финансирования онлайн-бизнеса.

Руководитель департамента консалтинговых услуг AERC Асем Хусаинова заметила, что для поддержания любого предприятия необходимо развитие доступного кредитования. Но при этом нужно тщательно подходить к отбору заемщиков, чтобы избежать ситуации с высоким уровнем NPL в будущем. А это, как показывает практика, вынуждает государство выделять средства банкам. 

"Необходимо знать, что подразумевается под онлайн-бизнесом. Ведь сейчас есть различные банковские продукты для МСБ, в том числе беззалоговые до определенной суммы. Кроме того, стоит вопрос как будет реализовываться данный проект, через какие каналы финансирования. Опять же в полной мере оценить эффект можно будет только при полном понимании внедрения данного инструмента. Если новый кредитный продукт будет предлагаться по выгодным условиям, то более доступные заемные средства будут привлекательны для бизнеса, они начнут вкладывать их в свое производство, тем самым экономика будет работать. Но для обеспечения финстабильности надо более тщательно подходить к отбору заемщиков, чтобы избежать ситуации с высоким уровнем NPL, что отрицательно скажется на финрынке и экономике в целом", – подчеркнула она.

Хусаинова добавила, что условия для кредитования онлайн-бизнеса должны быть более привлекательными и отличаться от тех, которые сейчас предлагают банки. К примеру, ставка ниже, чем у стандартной ссуды, и максимальная сумма больше. 

"Если указанная отрасль будет поддерживаться властями, то это будет хорошим посылом для людей заняться предпринимательством. Поэтому думаю, что государство будет заинтересовано в данных мерах", – считает она.

В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) отметили, что в условиях пандемии данный инструмент может стать дополнительной поддержкой отечественного бизнеса. Однако если речь идет о помощи онлайн-отрасли, то следует точно определить ее границы, так как нет устоявшихся и понятных признаков таких компаний.

"Пока границы размыты и не совсем понятно, как это будет работать. Сейчас онлайн может быть почти любое предприятие, от аптеки до детского сада. Соответственно, большое количество субъектов бизнеса могут полагать, что они обладают всеми необходимые условиями для получения льготного финансирования", – отметили в АФК.

Аналитики ассоциации напомнили, что в условиях жестких карантинных мер все большее количество предпринимателей уже предоставляют свои товары и услуги онлайн, а казахстанцы стремятся минимизировать наличные расчеты. Последние два месяца подряд наблюдается рекордный рост объема безналичных карточных платежей.

"Если спросить о льготном кредитовании любого бизнесмена, то с большой вероятностью он ответит, что деньги на более дешевых условиях, чем у других участников, это хорошо и действительно является поддержкой. Предоставляя послабления какой-то отрасли, государство, безусловно, сдвигает конкуренцию в эту сторону. В этом случае нужна оценка эффективности такого влияния на другие сектора, последствий для конкуренции на рынке или, другими словами, начинаются сложные вопросы: если кому-то сделать хорошо, не будет ли кому-то плохо?" – задаются вопросом в АФК.

С другой стороны, по мнению аналитиков, если в экономике Казахстана хотят развивать именно компетенции и навыки, связанные с онлайн-компаниями, то льготы нужно давать тем, кто занимается непосредственно разработкой этих решений и их внедрением. Возможно, это будут какие-то инфраструктурные вещи, маркетплейсы, платежные компании, разработчики ПО и другое.

"Поручение необходимо реализовывать с учетом четких правил отнесения тех или иных субъектов к льготной программе, оценок потенциального платежеспособного спроса и, соответственно, объема выделяемых средств, а также расчетов долгосрочной нагрузки на госбюджет и ожидаемого эффекта на отдельные сегменты и экономику в целом. В настоящий момент мы ожидаем больше информации по данному механизму. Поэтому какие-либо оценки или прогнозы по условиям делать сейчас, наверное, преждевременно", – считают в АФК.

Тем временем директор "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов заметил, что финансирование онлайн-бизнеса логично в условиях кризиса, однако необходимо понимать, кто будет принимать на себя все риски. По его словам, поддерживать этот сектор можно и более эффективно иными методами, нежели финансированием. К примеру, снижение стоимости аренды помещений и техники, поддержка "Казпочты" для более быстрой и качественной доставки товаров, улучшение качества интернета и так далее.

Вместе с тем финансовый аналитик Владислав Туркин отметил, что кредитование именно онлайн-бизнеса можно разделить на два основных сегмента: финансирование новых компаний и уже существующих, но желающих развить или перейти в онлайн.

Он подчеркнул, что в первом случае кредит, оформленный с целью создания онлайн-бизнеса, классифицируется как крайне рискованная операция для банка. Это связанно как с отсутствием достаточного объема "твердых" залогов, так и с высокими рисками неопределенности. В результате фининституты отказывают в выдаче подобных ссуд либо устанавливают достаточно высокие ставки для покрытия своих рисков.

"В мировой практике основой для финансирования и создания онлайн-компаний выступают различные инвестиционные и венчурные фонды. И с экономической точки зрения это более обоснованно и правильно. Поэтому мне видится, что для решения задачи роста нового онлайн-бизнеса нужно развивать именно венчурный рынок, а также упростить доступ подобных компаний к рынку капитала (биржа, отдельные сегменты/площадки). Учитывая нашу специфику, без финансового участия государства это трудно реализуемо. Лучше всего осуществлять подобную поддержку через субсидирование и открытие  специализированных бизнес-инкубаторов, инвестиционных площадок (супермаркет проектов для инвесторов), обозначив при этом четкие условия выхода. Также на базе бизнес-инкубаторов возможно реализовать стандартизированный, массовый переход в онлайн среду для МСБ, чьи обороты не позволяют в одиночку осуществлять данный процесс. При этом, по моему мнению, развитие именно кредитования, заточенного под финансирование онлайн-бизнеса, будет иметь мало отличий от других программ льготного финансирования, как по финансовой архитектуре, так и по своей эффективности", – уточнил Туркин.

Во втором случае субсидирование связано напрямую с возможностями по расширению компаниями своих доходов в связи с развитием автоматизации и перехода в онлайн. Таким клиентам банки более охотно предоставляют займы. Дополнительному увеличению выдачи подобных ссуд может способствовать стандартный механизм финансирования процентной ставки (по примеру программ, осуществляемых через "Даму").

В любом из вариантов, по словам Туркина, осуществление данной задачи будет предполагать рост госрасходов, что в текущих условиях довольно проблематично.

"Если это очередная целевая субсидируемая кредитная программа ,то ее внедрение практически никак не отразится на финрынке. Она будет эффективно работать только на удовлетворение потребностей в финансировании капитальных IT-затрат уже существующих компаний. Безусловно, программа приведет к частичному  росту автоматизации бизнеса и перехода в онлайн, но вот появление новых прорывных проектов и возникновение массового сегмента именно онлайн-бизнеса в таком случае довольно сомнительно", – считает аналитик.

В то же время основными негативными последствиями внедрения данного инструмента для рынка Туркин называет рост зависимости от госрасходов и их объемов, низкую эффективность, еще большее искажение стандартного кредитного механизма и оценки реальных рисков подобных проектов.

"Льготные субсидируемые ставки достаточно плохо соотносятся с рыночными, которые привязаны к мерам денежно-кредитной политики, проводимыми Нацбанком. В таком случае (льготная программа) задача по усилению финансирования онлайн-бизнеса будет использовать кредитный механизм только как средство донесения госрасходов на развитие экономики и дополнительной поддержки бизнеса. К структурному развитию банковской сферы и рынка заимствования данные меры не приводят. Что касается условий, то скорее всего они будут максимально схожие с другими программами льготного финансирования", – резюмировал он.

Ранее LS писал о том, как интернет-бизнес зарабатывает во время карантина. Также аналитики рассказали LS, как изменится кредитование компаний по итогам этого года. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.