Что мешает Казахстану зарабатывать на контейнерных перевозках – обсуждение

30 июня 2022 года

Высокие тарифы на контейнерные перевозки стали камнем преткновения в споре между бизнесом и нацкомпанией "Қазақстан темір жолы", передает LS.

В ходе конференции на площадке Argus председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев отметил, что в Казахстане доля контейнерных перевозок составляет всего 3% в общем объеме грузоперевозок. В то же время за рубежом, в том числе Китае и России, этот уровень достигает 70% и более.

Он пояснил, что на текущий момент в рамках развития транзитного потенциала контейнерные перевозки жизненно необходимы. В том числе для перенаправления грузопотока из Азии в Европу через территорию РК на фоне антироссийских санкций.

Однако для развития отрасли, по его словам, необходима инфраструктура: нужно подготовить грузоотправительные места и оснастить необходимым оборудованием.

"Бизнес готов самостоятельно развить инфраструктуру, если отрасль будет конкурентоспособна. Но сейчас из-за того, что тарифы в два раза дороже, контейнерные перевозки более чем невыгодны в Казахстане. Если же тарифы будут равными универсальному парку, то это даст стимул развивать отрасль", – пояснил Карабаев.

Он предложил по итогу конференции создать резолюцию на рассмотрение на правительственном уровне.

По данному поводу председатель Комитета по регулированию естественных монополий Асан Дарбаев сообщил, что вопрос регулирования цен – крайняя мера.

"Однако здесь есть перспективы. Необходимо собраться отраслью и обсудить. Если перспективы развития высокие, мы готовы рассмотреть возможность регулирования тарифов в контейнерных перевозках", – обещал он.

Управляющий директор по логистике нацкомпании "Қазақстан темір жолы" Ерлан Койшибаев достаточно скептически отнесся к этому предложению. Он напомнил, что доля контейнерных перевозок в стране растет. Так, за пять месяцев этого года объем вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 720 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, – прим. LS). При этом было экспортировано товаров на 1,5 млн тонн, что на 54% больше, чем годом ранее. В том числе черных металлов – в шесть раз больше, зерна – в 3,2 раза, нефтепродуктов – в 19 раз.

"В пандемию мы увидели, что вывоз грузов контейнерами наиболее оптимален. Но на протяжении 30 лет производство все было заточено под вывоз грузов универсальным способом. Вся инфраструктура заточена под это. Поэтому за год или два все контейнезировать невозможно", – объяснил Койшибаев.

На вопрос, кто должен способствовать развитию инфраструктуры, спикер уклончиво ответил, что в Казахстане около 85 млн тонн идут на экспорт. А на контейнерные приходится 22 млн тонн. Для них нужно около 120-130 тыс. контейнеров. Также нужно около 5 тыс. дополнительных платформ.

"Одна платформа стоит $50 тыс., контейнер – $5 тыс. Это инвестиции не только Казахстана, но и бизнеса", – привел цифры Койшибаев.

Тогда модератор отметила, что бизнес готов вкладываться, если тарифы будут снижены до конкурентных.

На это Койшибаев сообщил, что 80% доля универсальных грузоперевозок – убыточные. А цены на составляющие растут, также есть и другие расходы.

"Ронять тарифы к универсальному парку – не решение. Тогда они станут убыточны для КТЖ", – пояснил он.

На это с критическим заявлением выступил директор Audasia Express Бакытбек Кадиров, который заметил, что у перевозчиков нет выбора, кроме как обращаться за услугами к КТЖ.

"В 2021 году зерновозы простояли на границе с Китаем до 275 дней. В результате из рынка экспорта выпало 1,8 тыс. частных зерновозов. Из парка 3 тыс. вагонов на сегодня 75% не имеют права выезжать из территории Казахстана. Деваться некуда, поэтому контейнизируемся у вас. В этом вся соль. Из-за этого рост в три раза, а не потому что выгодно", – высказался он.

На это замечание Койшибаев отшутился, что не хотел приходить на конференцию как раз из-за риска получить претензии вместо дискуссии.

Однако Карабаев снова обратил внимание на то, что не предлагал уронить тарифы, а приравнять к универсальным, чтобы создать конкурентные условия.

Тем временем Койшибаева поддержал гость из России – глава "Логбокс" Юрий Сукманов, который заметил, что снижение тарифов ни к чему не приведет.

Представитель КТЖ в свою очередь отметил, что к вопросу тарифообразования необходимо подойти аккуратно, с учетом всех мнений. Спикер также сообщил, что 98% грузов из Китая привозится в контейнерах, которые отгружаются на платформы и после чего перераспределяются в казахстанские составы универсальным и контейнерным способом.

"Мы пытаемся поймать баланс одного и того же подвижного состава. Если сбалансируем, то можем увеличить обмен с поездами из Китая на 50%", – заключил он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.