Казахстану необходимо внедрить институт финансового омбудсмана - эксперты

18 июля 2014 года
Внедрение в Казахстане института финансового омбудсмана, предлагаемое Национальным банком республики, совершенно необходимо для развития казахстанского финансового рынка. Считают участники рынка, опрошенные LS. Так, страховой омбудсмен Виталий Веревкин считает приоритетным создание такого института в стране. «Вопросы надзора и регулирования в большей степени решены и находятся в стадии нормального эволюционного процесса. Создание инфраструктурных институтов по защите прав потребителей финансовых услуг сегодня носит более революционный характер», - сказал он, добавив, что защита прав потребителей финансовых инструментов во всем мире является приоритетным направлением. Собеседник LS определил три элемента устойчивой финансовой системы: уверенность потребителя в сохранности своих денег, доверенных фининституту, за которые отвечает институт финансового надзора в лице Нацбанка; в случае банкротства финорганизации, что защита реализуется в виде фондов гарантирования вкладов и страховых выплат; в случае нарушений исполнения договора между потребителем и фининститутом, есть возможность решить свою проблему быстро, безвозмездно, конфиденциально и с помощью компетентного специалиста. «Этот пункт реализовывается в виде институтов финансовых омбудсменов.Поэтому создание финансового омбудсмана это серьезный шаг в развитии финансового рынка Казахстана», - отметил В.Веревкин. В свою очередь, консультант по вопросам финансовой эффективности, доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим не видит необходимости внедрения института финансовых омбудсманов в Казахстане. «Во-первых - нет прозрачных правил выбора, во-вторых - непонятны условия финансирования и в-третьих - такое кресло уже существует, но если честно, то для меня это большая новость», - сказал он. При этом Е.Ибрагим из своих наблюдений в социальных сетях и СМИ выделяет как наиболее распространенную тему - это конфликты, связанные с кредитами. «Для этого не нужно тщательно разбираться в вопросе, поскольку в сети регулярно поднимаются вопросы, связанные с конфликтами в этой сфере. Я считаю, власть должна самостоятельно формировать такие условия, когда нарушения должны быть исключением, а не правилом», - отметил собеседник LS. В противном случае, по мнению Е.Ибрагима, нужно будет создавать сотни омбудсманов: трудовых, туристских, банковских, пенсионных, предпринимательских, детских и многих других. «И если власть не пожелает, она и этих омбудсменов не будет замечать, что сейчас и происходит - это печально. К примеру, есть омбудсмен по правам человека, я регулярно интересуюсь событиями, происходящими в стране, и в том числе в пенитенциарной системе, о том, что у нас есть омбудсмен по правам человека я узнал, пытаясь найти ответ, на вопросы «нужен ли финансовый омбудсман», - добавил он. Институт банковского омбудсмана введен в Казахстане в 2011 году, после того, как были внесены изменения закон «О банках и банковской деятельности в РК». В его совет входят представители банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, предоставляющих ипотечные займы, общественного объединения, а также представители Нацбанка РК. Первым банковским омбудсманом сроком на два года был избран Марат Сатубалдин. С 12 июля 2013 года его заменил Ерсерик Сиирбаев. По информации официального сайта омбудсмана, на сегодняшний день зарегистрировано свыше 1000 обращений граждан, из которых 524 принято к рассмотрению. В мае текущего года аналогичное предложение, прозвучало и в правительстве РФ. Российские аналитики надеются, что омбудсмен поможет рядовым россиянам решить проблемы с банками.  «В России до сих пор довольно низкий уровень финансовой грамотности и институт омбудсмена помогает не только решать какие-то споры, но и путем взаимодействия с банковскими клиентами повышает их финансовую грамотность», - отметил в беседе с LS аналитик российского «Инвесткафе» Михаил Кузьмин. Не менее оптимистичные прогнозы и у управляющего директора УК «Финам Менеджмент» Николая Солабуто. «Служба финансовых омбудсменов вкупе с введением в действие закона о банкротстве физических лиц позволит минимизировать долю «темных пятен», недоработок российской финансовой системы в широком смысле. Финансовый омбудсмен будет заниматься внесудебным рассмотрением споров между физическими лицами и организацией, оказывающей финансовые услуги, таких как кредитные и страховые организации», - сказал он. Между тем казахстанские банки второго уровня отказались от комментариев по внедрению института финансового омбудсмана. Национальный банк Казахстана в проекте концепции развития финансового сектора республики до 2030 года предлагает внедрить институт финансового омбудсмана.  «В целях повышения доверия к финансовой системе предлагается усовершенствовать систему защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в том числе потенциальных инвесторов, путем создания альтернативного института досудебного урегулирования споров на финансовом рынке – финансового омбудсмена», - говорится в документе регулятора. Согласно информации, этот институт будет включать отраслевых омбудсменов с расширением полномочий банковского и страхового омбудсменов по досудебному урегулированию споров по всем договорам банковского обслуживания, включая страхование. 

Асель Маратова

Другие новости по теме:

Правительство Казахстана рассмотрит концепцию развития финансового рынка до 2030 года 22 июля
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.