Казахстан направит на переработку и утилизацию мусора 128,4 млрд тенге

30 июля 2014 года
Правительство Казахстана утвердило программу модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) до 2050 года, передает LS. Документ был  разработан министерством окружающей среды и водных ресурсов РК. Реализация программы разбита на три этапа: пилотный (2014-2020 годы), основной (2021-2030 годы) и завершающий (2031-2050 годы). Согласно паспорту программы, на реализацию первого этапа в 2014-2020 годах из республиканского бюджета будет направлено 884,53 млн тенге, из местного бюджета в период с 2015 по 2020 годы – 52,589 млрд тенге, частные инвестиции составят 60% от общих затрат – 74,951 млрд тенге. «На втором и третьем этапах реализации программы доли бюджетных средств будут, соответственно, установлены на уровне максимальных 30% и 10% от общего объема необходимых инвестиций. Государство оставляет за собой финансирование 10% подобных инвестиций для реализации социальных проектов», – следует из документа. Общий объем накопленных твердых бытовых отходов в Казахстане в настоящее время составляет около 100 млн тонн. Ежегодно, по данным министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, образуется порядка 5-6 млн тонн мусора, к 2025 году эта цифра может вырасти до 8 млн тонн. Нормы накопления ТБО на душу населения в региональном разрезе имеют широкий диапазон от 80 до более 400 кг/чел в год, что, как отмечают в ведомстве, предполагает наличие несоответствий в процессе сбора данных и составления отчетности. «Следует отметить, что практически на всех полигонах ТБО в Казахстане отсутствуют весы в зоне приема отходов, то есть тоннаж устанавливается путем перевода кубических метров в тонны, при этом применяется значение удельного веса от 250 до 300 кг на кубический метр», – говорится в документе. Для сравнения, в европейских странах данный показатель составляет 100-150 кг на кубометр. В программе также указывается, что в настоящее время на территории Казахстана ни одна свалка для захоронения ТБО, за исключением действующего полигона в Астане, не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим стандартам. Практически все они исчерпали свой срок действия, в связи с чем требуется их рекультивация, а также сбор свалочного газа – при условии, конечно, экономической целесообразности. «Отсутствует система раздельного сбора ТБО у источника образования отходов, не функционируют и мусороперегрузочные станции, где можно было проводить глубокую сортировку отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов, а также биологически разлагаемой фракции для утилизации последней с производством «зеленой» энергии и компоста», – говорится в документе. Причину такого отношения чиновники видят в несовершенстве действующего законодательства: предприятиям выгодно платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию. «В экологическом кодексе предусматривается экономическое стимулирование раздельного сбора и переработки отходов, однако на практике оно не применяется. Действующая методика по расчету тарифов рассчитана только на вывоз ТБО и не включает их сбор, утилизацию и захоронение отходов», – отмечается в программе.    Практический путь решения всех этих проблем чиновники видят, в первую очередь, во внедрении раздельного сбора опасных (батарейки, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование) и других видов твердо-бытовых отходов, и также реализации мероприятий по наращиванию технической базы. «В частности, строительство контейнерных площадок, покупка и разработка дизайна контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов, обновление парка мусоровозов и другой необходимой техники», – говорится в документе. Кроме того, предлагается законодательно закрепить за производителями либо импортерами обязанность осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после использования их товаров и упаковки, определить перечень продукции и механизмы выполнения расширенной ответственности. Полученные средства направить на создание пунктов сбора отходов, а также объектов по их переработке и утилизации. Это, в свою очередь, должно развивать малый и средний бизнес. Следует отметить, что принципы так называемой расширенной ответственности производителя в мировой практике обычно применяется только к упаковкам, использованным шинам, старым автомобилям, а также аккумуляторам и батареям. Мероприятия по реализации программы также включают в себя строительство централизованных объектов переработки отходов, как с извлечением вторичного сырья, так и с обработкой биологически разлагаемой фракции для производства энергии. Работы по захоронению ТБО будут вестись путем строительства региональных и мини-полигонов для обслуживания сельских территорий, поэтапной рекультивации и восстановления земель, занятых отходами, а также борьбой с несанкционированными свалками.

Корлан Калиева

Другие новости по теме: В Казахстане за 4 года объем утильсборов достигнет 77 млрд тенге
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.