Казахстанские бизнесмены рассказали, почему эйфория от успеха ведет к провалу

Крупные предприниматели поделились своими историями провалов

15 апреля 2017 года
    

На своих ошибках отечественные  предприниматели теряли миллионные доходы. Иногда вопрос стоял о закрытии компании. Крупные бизнесмены Казахстана рассказали о своих провалах и о том, чем это оборачивалось, на FuckUp Nights в Алматы, передает LS.

Вспоминая о своем становлении, управляющий директор крупной сети  AB Restaurants Аскар Байтасов посчитал своей основной ошибкой самоуверенность.

"Из-за этого мы потеряли много денег. Речь идет о миллионах долларов. Мы понаоткрывали и понакупали рестораны, но переоценили свои возможности. Недавно прочел книгу о теории жизненных циклов компании. Сначала предприниматель начинает верить в идею, потом ищет деньги. Как только появляются средства, начинается бардак, потому что бизнес не налажен. Когда бизнесмен справляется бардаком, он думает, что самый умный. И этот момент очень опасен. Это и стало нашей ошибкой. Мы стали штамповать кафешки одну за другой. Через пару лет пришлось продать две компании, одну закрыть. Три переделать в сетевой проект", - пояснил он.

Байтасов отметил, что нет худа без добра. На этой ошибке у его сети наконец выстроилась бизнес-модель, которая состоит из сетей ресторанов и партнерства.

"Мы поняли, что гораздо лучше расширяться, когда у тебя не куча разных ресторанов, а одна сеть, допустим, "Бочонок". Люди слышат знакомое название и идут в проверенное место. Также мы поняли, что должны стать платформой для развития партнерства и стали искать людей, которые могут заниматься проектами. В целом ошибки всегда учат, и это хорошо", - заключил он.

С ним согласилась генеральный директор компании MIMIORIKI Инна Апенко. Она рассказала, что бизнес был передан ей от отца в самый разгар кризиса. Тогда компания "Тексти Лайн" шила рабочую форму для различных производственных фирм, например, для нефтяного сектора. В конце девяностых основные заказчики стали уходить из-за экономии средств, основной пул клиентов опустел.

"Мы остались на нулевом рынке с 700 работников. Тогда перед папой стоял вопрос закрывать бизнес, и он был готов это сделать. Но потом решил дать мне шанс. Мы стали исследовать рынки и смотреть, что покупают оптовики из той же Турции. Сделали продукт, не уступающий по качеству и цене, позвали их на шоу-рум и получили нулевой заказ. Здесь наша компания оказалась в точке невозврата, когда из ведущего предприятия становишься никем", - подвела к истории создания линейки детской одежды Апенко.

Спикер отметила, что самые лучшие идеи появляются, когда находишься на дне. Тогда бизнесвумен стала матерью и решила создать что-то новое и ранее не создаваемое в Казахстане. Так появился казахстанский бренд детской одежды, которая понравилась людям. Апенко отметила, что на этом провалы не закончились. Так же, как и Байтасов на волне успеха, компания стала распыляться, но на уровне франшиз.

"Все нас хвалили и хотели купить франшизу. Мы стали раздавать их направо и налево. Спустя пять лет поняли, что франшиза – это еще и продажа опыта, а мы отдавали людям только воздух. Наши сети стали закрываться, и это было грустно. Потому что успех компании и ее привлекательность оцениваются еще и в том, как франшизы развиваются. Когда они умирают – это плохо. Тогда мы поняли, что права реализации нельзя продавать всем подряд", - заметила она.

Третьей ошибкой Апенко посчитала ранний выход за рубеж. Несколько лет назад украинские предприниматели позвали MIMIORIKI открыться у них. Однако из-за политической нестабильности магазины пришлось закрыть.

"Мы бы закрылись даже несмотря на нестабильную ситуацию в Украине. Потому что мы были еще маленькие. Государство говорит, что компания должна настраиваться на экспорт. Но к выходу за рубеж надо готовиться. Внутри расти легче, потому что родные стены помогают. А там ты должен быть монстром, чтобы бороться за свою нишу. Иначе ничего не выйдет. Поэтому, пока не чувствуешь, что вырос и укрепился в родной стране, не думай об экспорте", – дала совет предприниматель.

В шутку она отметила, что провалом ее личных планов стал тот факт, что в 15 лет Апенко пришла в "Тексти лайн", чтобы чаще видеть папу. А когда ей стало 25 лет, отец передал производство и ушел.

Между тем предыдущих ораторов также поддержал глава сети медцентров HealthCity Алмаз Шарман. По его словам, когда создавалась эта сеть, вместо того, чтобы укрепиться как один большой медицинский центр, компания распылилась на шесть маленьких диагностических клиник. В итоге пять закрылись и все силы были влиты в одну.

"Идея создать диагностику в Казахстане была хорошей. А вот распыляться не стоило. Это послужило нам большим уроком", - отметил он.

Тогда спикера спросили, а был ли сильный провал в его медицинской практике и что он чувствовал, когда совершал ошибку там. Шарман отшутился, что однажды лечил пациента и сначала не заметил, что у того тяжелый случай цирроза печени. Пациента спасти удалось, но когда пришла жена клиента, она сказала: "Спасибо, конечно, что спасли его. Но он – алкоголик, все пропил. Надоел уже".

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.