Трудности перевозок: владельцы автобусов Казахстана рассказали о своих проблемах

По информации союза, рынок заполонили нелегальные предприниматели

18 апреля 2022 года

Перевозчики Казахстана несут многомиллиардные потери из-за запрета на международные и межобластные перевозки. Однако в министерстве индустрии и инфраструктурного развития уверяют, что сообщения между регионами работают без ограничений. LS выслушал обе стороны.

С 16 марта 2020 года и в течение двух лет в стране остановлены международные и межобластные автобусные перевозки, на которых задействованы 2400 машин. Об этом в беседе с LS сообщил генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана (входит в Kazlogistics) Сабит Аманбаев.

"Исходя из средней доходности одного автобуса в сумме 3 млн тенге в месяц, эта сфера бизнеса недополучила общий доход в объеме 86,4 млрд тенге в год и, соответственно, 172,8 млрд тенге за два года", – привел данные Аманбаев.

Кроме того, перевозчики несут убытки из-за обеспечения охраны и обслуживания простаивающего парка, оплаты страховых полисов, налогов на транспорт, землю и т.д.

При этом Аманбаев затруднился ответить о том, сколько компаний покинули рынок из-за данного запрета. Но он обратил внимание на то, что используемый в этой сфере транспорт практически не применим в других.

"Особо никуда не уйдешь и старые автобусы никому не продашь. Каждый автобус при коммерческом использовании создает три рабочих места, что означает ежегодную потерю 7200 рабочих мест в период простоя", – пояснил Аманбаев.

Также особую тревогу у него вызывает критический износ парка в этой сфере перевозок, составляющий более 90% – это автобусы старше семи лет. При этом на международных перевозках средний возраст парка превышает 15 лет.

Аманбаев в качестве основной причины столь долгого простоя назвал отсутствие эффективной госполитики в сфере автотранспорта. Он добавил, что, к примеру, Россия не запрещала и даже не ограничивала осуществления международных автобусных перевозок.

"Из-за отсутствия отраслевого ведомства не соблюдается баланс интересов и нет добросовестной конкуренции между различными видами транспорта. И, как результат, авиационные и железнодорожные перевозки, располагающие мощным лобби в правительстве, не только продолжались в период пандемии, но и полноценно субсидировались, несмотря на то, что их услугами пользуются далеко не социально уязвимые слои населения", – посетовал Аманбаев.

При этом собеседник LS опасается, что сфера автобусных перевозок уже не восстановится, так как эта ниша, в период пандемии оказалась заполненной нелегальным предпринимательством.

"Практически полная потеря контроля деятельности автотранспорта на дорогах обусловила расцвет незаконной предпринимательской деятельности, что требует принятия срочных мер уполномоченным органом. Ситуацию можно исправить только созданием отдельно выделенного, независимого от контрольного органа департамента автомобильного транспорта, укомплектованного квалифицированными кадрами", – пояснил Аманбаев.

В свою очередь в министерстве индустрии и инфраструктурного развития ответили, что регулярные межобластные и междугородные автобусные перевозки работают без ограничений. Но за исключением регионов расположенных в красной зоне, где данные перевозки осуществляются при условии участия в проекте Ashyq.

А что касается регулярных международных сообщений, то данные перевозки приостановлены с 17 марта 2020 года по сегоднящний день из-за COVID-19, сообщили LS в МИИР.

Там подчеркнули, что вопрос о возобновлении международных сообщений автобусами поддерживался и поднимался министерством неоднократно как в письмах правительству, так и на заседаниях Межведомственной комиссии (МВК).

Сейчас он находится на согласовании в нескольких министерствах. А решение о возобновлении принимает МВК.

В МИИР добавили, что в стране работают сегодня более 1 тыс. автобусных перевозчиков.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.