У НПП проблема с понимаем своей первоначальной миссии – глава Байтерека

Айдар Арифханов ответил на высказывания Аблая Мырзахметова

18 марта 2020 года
    

Председатель правления холдинга "Байтерек" Айдар Арифханов прокомментировал слова председателя правления НПП "Атамекен" Аблая Мырзахметова о реформе квазигосударственного сектора, сообщает LS.

Мырзахметов отмечал, что не видит смысла в такой надстройке, как "Байтерек", и что административные расходы холдинга превысили 54 млрд тенге. Арифханов в свою очередь считает, что комментарий Мырзахметова неактуален.

"В первую очередь хотелось бы отметить, что заявление председателя правления НПП прозвучало, мягко говоря, не ко времени, учитывая, что холдинг "Байтерек" приступил к активной реализации новых инициатив по поддержке предпринимателей в период действия чрезвычайного положения в Казахстане, озвученных в ходе вчерашнего заседания правительства. Без сомнения, режим ЧП ощутимо ударит по финансовому состоянию предпринимателей, вынужденных принимать тяжелые для себя решения. Мы задействуем все ресурсы холдинга и его дочерних организаций по поддержке микро-, малого, среднего и крупного бизнеса, чтобы оказать всяческую поддержку в этот нелегкий период", – отметил Арифханов.

Также он назвал выводы Мырзахметова поверхностными, в частности о передаче фонда "Даму" – дочки "Байтерека" – в управление НПП.

"Согласно законодательству, фонд "Даму" и НПП осуществляют разные формы поддержки предпринимательства. Фонд наделен правом осуществлять со стороны государства финансовую поддержку предпринимателей, тогда как НПП, являясь некоммерческой организацией, представляет собой союз субъектов предпринимательства по содействию консолидации сообщества, защиты интересов предпринимателей. То есть фонд "Даму" не дублирует функций палаты и является единственным оператором правительства в рамках финансовых программ по развитию микро-, малого и среднего бизнеса. К слову, в странах ОЭСР аналогичные фонду "Даму" организации по поддержке предпринимательства также являются подведомственными правительству", – заявил Арифханов.

Глава "Байтерека" считает, что передача функций "Даму" Нацпалате имеет несколько негативных последствий.

"Мы считаем, что передача установленных Предпринимательским кодексом функций фонда "Даму" к НПП повлечет прямой конфликт интересов и возникновение коррупционных предпосылок, так как решения о финансовой поддержке бизнеса от лица государства будут приниматься НПП, представляющей союз предпринимателей, которые оплачивают членские взносы этой же палате. Вместе с тем центры обслуживания, о которых говорит Мырзахметов, были упразднены и переформатированы еще в 2017 году под сопровождение проектов до одобрения в банках второго уровня", – пояснил Арифханов.

Помимо этого, он прокомментировал слова Мырзахметова о том, что другая "дочка" холдинга – Банк развития Казахстана – могла бы стать оператором политики импортозамещения, работать с большими инфраструктурными проектами и принимать от имени правительства решения по залогам для банков и другим вопросам.

"О том, какая роль БРК в импортозамещении, вы можете узнать, заглянув в список проектов, поддержанных нашим банком. В портфель банка входят 55 инвестиционных проектов и 15 экспортных операций на 6,3 трлн тенге. Проекты, профинансированные БРК, уже вносят огромную лепту по импортозамещению, и продукция которых также активно экспортируется на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Это модернизированные три НПЗ Казахстана – Павлодарский, Шымкентский и Атырауский – это крупнейшие проекты в казахстанской нефтехимии, которые решили проблему дефицита на локальном рынке ГСМ. Это Макинская птицефабрика по выращиванию бройлеров, которая уже удовлетворяет внутренний спрос на охлажденное мясо птицы. Новый современный завод  Asia Trafo по производству силовых трансформаторов в Шымкенте. Завод по производству длинномерных рельсов "Актюбинского рельсобалочного завода" и многие другие. Говоря о больших инфраструктурных проектах, я предлагаю вспомнить о строительстве магистрального газопровода "Сарыарка", Мойнакской ГЭС или обеспечение широкополосным доступом почти 2,5 тыс. госорганов и бюджетных организаций в 828 сельском населенном пункте страны путем построения волоконно-оптических линий связи, в финансировании которых БРК принял прямое участие. Поэтому БРК в составе холдинга "Байтерек" уже давно реализует политику импортозамещения и поддерживает крупнейшие инфраструктурные проекты. И смею заверить, очень успешно", – пояснил Арифханов.

Арифханов продолжил комментировать слова Мырзахметова. На этот раз речь шла о предложении в части принятия от имени правительства решения по залогам для банков и другим вопросам.

"БРК на законодательном уровне не имеет таких полномочий. Банк занимает особую нишу на рынке кредитования, деятельность которого строго регламентирована законом и меморандумом о кредитной политике", – добавил Арифханов.

Он также назвал нецелесообразным передавать дочернюю организацию ЖССБ.  

Также хотелось бы объяснить, почему нецелесообразно передавать ЖССБ министерству индустрии и инфраструктурного развития, которое итак является акционером холдинга "Байтерек".  

"Во-первых, и без смены акционера ЖССБ в полной мере и успешно выполняет свои функции, реализуя систему жилищных строительных сбережений в стране. Из 16 лет своей деятельности семь лет находится под руководством холдинга "Байтерек". И основной рост всех показателей банка пришелся на этот период. Благодаря ЖССБ, более 220 тыс. казахстанцев приобрели жилье по доступным условиям. Сегодня ему доверяют 1,5 млн казахстанцев. Только за последние три года количество депозитов увеличилось на 731 тыс. И важно, что при растущих темпах деятельности банк нивелирует операционные нагрузки не за счет раздувания штата, а с помощью внедрения современных технологий и перехода бизнес-процессов в онлайн-режим. Во-вторых, глава НПП оказывает "медвежью услугу", предлагая то, чего его не просит МИИР. Отмечу, что банк со штатной численностью более 1,3 тыс. человек, развитой филиальной и агентской сетью во всех регионах должен использовать в своей деятельности передовые технологии, быть оперативным в принятии стратегических решений, вопросах управления ликвидностью и иметь сильного акционера с высокими кредитными рейтингами для фондирования своей деятельности. Переход в МИИР ограничит мобильность банка, так как министерство не занимается управлениями банков, взаимоотношениями на финансовом рынке, как национальном, так и международном", – сказал Арифханов.

Глава холдинга посчитал странным слова Мырзахметова, который заявил, что не видит смысла в "Байтереке", поскольку он создан в соответствии с указом президента в 2013 году.

"В тот год мы получили под управление 10 организаций, которые управлялись различными министерствами и функционировали при профильных госорганах. Во-первых, в том же году мы приняли некоторые дочерние организации в убыточном состоянии и за семь лет своей деятельности смогли вывести их на безубыточное. Так, например, займы с просроченными платежами свыше 90 дней БРК, накопленные с начала деятельности в результате отсутствия механизма очистки, составили 42% от активов банка на 1 июля 2013 года, и накопленный убыток на конец 2013 года составил 51,12 млрд тенге. Во-вторых, профессиональное управление способствовало улучшению основных стратегических и финансовых показателей переданных дочерних организаций. В сравнении с 2013 годом в 2016 году на 40% вырос капитал холдинга, в 2,2 раза – активы, почти втрое – кредитный портфель, на 22% доходность собственного капитала, в 1,5 раза – прибыль", – отметил Арифханов.

По его словам, Нацпалата забыла, для каких задач ее изначально создавали.

"У НПП "Атамекен" проблема с понимаем своей первоначальной миссии и стратегии деятельности. Вместо того, чтобы защищать интересы предпринимателей, палата увлеклась критикой и завлечением на себя всех государственных и квазигосударственных функций, пытаясь тем самым как можно больше исполнить госзаказы и заработать на этом. А между тем у предпринимателей сейчас возникает множество вопросов по собираемым взносам с них, которые по сути для тех же предпринимателей являются дополнительным налогом. Все указанные взносы расходуются на деятельность и функционирование самой палаты со штатной численностью 1 тыс. сотрудников. За последние три года расходы этой организации увеличились практически вдвое и достигли почти 19 млрд тенге в год. Если сравнивать это с холдингом "Байтерек", то 54 млрд тенге расходов приходится на 2,8 тыс. сотрудников всего холдинга с его филиальной сетью, в том числе ЖССБ, на которого приходится половина всех сотрудников и 35% всех расходов, а это 2/3 всей ипотеки, выдаваемой в стране, и реализация всех ключевых жилищных программ", – резюмировал Арифханов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.