Национальные компании на 30% сократили бюджеты на аренду офисов, а их владельцы вынуждены снижать арендные ставки. Своими наблюдениями и прогнозами по столичному рынку коммерческой недвижимости с LS поделился учредитель управляющей компании MardenProperty Жулдыз Какенов.
По его словам, падение рынка коммерческой недвижимости началось в декабре 2015 года. К апрелю 2016 года арендные ставки офисных помещений в Астане сократились на 10%. Сегодня в бизнес-центрах класса А они составляют 6861 тенге за кв. м, класс B – 4590 тенге за кв. м и класс C – 3312 тенге за кв. м. Для сравнения: в апреле 2015 года арендные ставки в бизнес-центрах были на уровне: класс А – 7089 тенге за кв. м, класс B – 5022 тенге за кв. м и класс C – 3745 тенге за кв. м.
По наблюдениям Какенова, на данный момент госструктуры и национальные компании на 30% снизили свои бюджеты на аренду офисов. При этом малый и средний бизнес сохраняет активность, несмотря на сложную конъюнктуру на рынке.
"Часть МСБ сокращает площади, оптимизируя рассадку рабочих мест, отказываясь от таких опций, как кухня, просторные переговорные, но остаются в бизнес-центрах. Часть компании, не выдержав ухудшения финансовой ситуации, уходят в офисы в жилые комплексы либо вообще сворачивают свой бизнес, у нас были такие прецеденты", - отметил он.
По сравнению с апрелем 2015 года сегодня вакантность в бизнес-центрах Астаны повысилась с 10% до 21% в классе A, с 3% до 17% - в классе B, с 8% до 9% - в классе C.
"Это говорит о том, что вероятно будет дальнейшее падение ставок. С декабря 2015 года и до сих пор объекты, у которых большая вакансия, предпринимают отчаянные попытки быстрее заполниться и начинают демпинг, понижая свои ставки до 40%. Также следует отметить, что еще год назад были повсеместно распространены долларовые ставки, после падения тенге рынок перешел к тенговым ставкам", - добавил Какенов.
Более того, на столичном рынке усилился дисбаланс между спросом и предложением коммерческой недвижимости, отметил глава компании.
"Каждый месяц девелоперы вводят в эксплуатацию объекты разной площади, увеличивая предложение, выходя на рынок с низкими ставками, чтобы быстрее заполнить большую вакантность. Арендаторы стали более подвижны, активно мониторят рынок, быстро принимают решение, если получают более заманчивое предложение. Однозначно, в такой ситуации управляющим компаниям и собственникам приходится сложно. Так как мы испытываем те же общеэкономические трудности, вынуждены сокращать затраты, пытаемся увеличить доходную часть. Но главное, на чем сейчас мы однозначно экономить не будем, – на сервисном обслуживании своих арендаторов", - заключил он.