Досрочные президентские выборы не спасут экономику Казахстана от кризиса. Однако это не повод отказываться от референдума. С таким мнением с LS поделился политолог Айдос Сарым. Собеседник считает, что в "гонке" примут участие 4-5 кандидатов, какие именно – читайте в интервью. - Как вы считаете, почему именно сейчас подняли вопрос о досрочных выборах?
- Полагаю, что в данном случае сработал простой расчет и аналогия. Власть считает просто: непонятно, как будут развиваться события в следующем году, когда завершится каденция президента. Непонятно, какие факторы будут превалировать, какой будет социально-экономическая обстановка в стране и мире. Сейчас же есть относительно позитивный фон, экономический запас прочности, который позволит быстро провести выборы, без хлопот получить желаемый результат. Информационное поле зачищено, альтернативных электоральных сил, способных бросить перчатку власти, попросту не видно, не просматриваются.
К тому же надо понимать, что власть все годы не сильно баловала общество неожиданными ходами и политической драматургией. Все приемы и ходы, которые мы наблюдали начиная с 1990 года, повторяются. Нынешняя ситуация напоминает события 1998-1999 годов, когда сначала прошли президентские, парламентские выборы, а уже потом были реализованы непопулярные экономические меры, включая девальвацию. Поскольку сказано было много громких и бравурных слов, то сегодня возникла необходимость их обнуления. А что может быть лучшим форс-мажором, как не выборы? Химия принятого на этой неделе решения, мне кажется, такова.
- Нужны ли сейчас Казахстану досрочные выборы и какова истинная причина такого неожиданного предложения? -
Если идти от логики и закона, то ничто выборы не предвещает. Но поскольку политика – это не логика и не закон, а необходимость и циничный расчет, то здесь существуют несколько иные закономерности. С этим можно соглашаться или не соглашаться, принимать это или нет. Но такова логика внутриполитических процессов. Можно упрекнуть власть в том, что она проводит выборы всегда нежданно, застает врасплох. Но а когда было иначе? Да и оппозиция должна быть машиной, которая готова к выборам 365 дней в году. А причины, как мне кажется, я назвал выше.
- Какие, по вашему мнению, будут кандидаты и могут ли переизбрать Нурсултана Назарбаева? Будет ли он выдвигать свою кандидатуру?
- Мое убеждение сводится к тому, что президент Нурсултан Назарбаев не собирается никому передавать свою власть. Не для этого он выстраивал всю нынешнюю архитектуру, чтобы завтра наблюдать за всем из партера. Поэтому ожидать, что Нурсултан Назарбаев не пойдет на выборы или же двинет кого-то другого, назначит преемника, я не буду. Это пока еще не вытекает из общего контекста и фона. Так что Назарбаев на выборы пойдет и намерен в них победить. Здесь возникает несколько иной вопрос: на какую победу он рассчитывает и к чему его толкает его окружение. Если идет расчет о триумфальной 95-97-процентной победе, как уже предрекают некоторые рьяные политологи, то все это не будет иметь никакого смысла. Назарбаев уже попал в смысловую ловушку, в авторитарный капкан, из которого вырваться непросто.
Что касается остальных кандидатов, то исходя из предыдущих аналогий, могу допустить, что число кандидатов не превысит 4-5 человек. У меня создается впечатление, что такая математика выборов понятна самому Нурсултану Назарбаеву, а властный аппарат, избирательная машина попросту подстроятся под такое комфортное понимание носителя власти. Что касается кандидатов, то в моем понимании, чисто политтехнологическом, более или менее идеальным было бы участие кандидата-женщины, кандидата-предпринимателя, представителя левых сил, а также единого кандидата от оппозиции. Побеждать всякий раз, отодвигая оппозицию, становится не только позорно, но и некрасиво.
Само положение Нурсултана Назарбаева есть некий wild card, но превращать фору в вечный "проездной билет" разрушительно, это низводит всякую победу на уровень "инвалидности". Но опять же, не думаю, что у стратегов избирательной кампании президента хватит такта, тонкого понимания момента и вкуса. Можно замахнуться и на 104%, но все это, повторяюсь, не будет иметь никакого смысла. В том же Узбекистане власть может более авторитарна, но узбекским властителям хватает такта и восточной изощренности на гораздо более смелые эксперименты. Но, как говорится, поживем –посмотрим.
- Действительно ли проведение досрочных выборов прекратит все разговоры о преемнике?
- Нисколько. Поскольку нынешние выборы означают сохранение статуса-кво, то аналогичный статус получит и проблема "передачи власти", и постназарбаевского периода. Проблема попросту будет пролонгирована со всеми атрибутами и контекстом.
- Отклонит ли президент это предложение?
- Не думаю. Представляется, что он примет предложение после некоторого тайм-аута, когда все ленивые и не очень политические организации и силы выскажутся в поддержку его выдвижения. 1 марта исполняется 20 лет со дня создания Ассамблеи народов Казахстана.
Полагаю, что именно на юбилейной сессии президент поблагодарит и примет предложение. Логика понятна и очевидна. А дальше уже дело техники. К лету мы будем иметь старого новоизбранного президента, облеченного обновленным мандатом на проведение непопулярных экономических изменений. Это же позволит президенту завершить свои обязательства в отношении ряда представителей своего окружения. Именно с этим связано, на мой взгляд, то недавнее совещание с правительством и Нацбанком, которое прошло без крови, "ататашек", в очень благостном, вегетарианском ключе.
- Каким образом подобное заявление может сказаться на экономической обстановке в стране? Действительно ли проведение досрочных выборов может спасти Казахстан от кризиса?
- У нас нет полноценного фондового рынка, который мог бы живо реагировать на политические новости. Многое будет зависеть от контекста, от фона, драматургии и набора лозунгов и идей, которые в ходе выборов должны все-таки обновиться. Просто поймите: ни одни заявления о выборах, ни одни выборы сами по себе экономические вопросы не решают. Мы, скорее всего, не проснемся в новой стране.
Но здесь отмечу, что важнее этих выборов лишь то, как власть поймет проблематику и вызовы, стоящие перед страной. Если выборы будут способствовать обновлению власти, обновлению элиты, обновлению лозунгов власти, то это может быть благом. Еще более важно новое понимание того, какой должна быть партийно-политическая система в стране. Нынешняя партийно-политическая система, созданная в конце 1990-х годов, уже отстала от жизни, не отвечает требованиям и вызовам, не отражает тех драматических, архитектонических сдвигов, которые произошли.
Если с новым мандатом президент примет решение провести реформы в общественно-политической сфере, если он проявит волю и реализует свою историческую ответственность перед страной и будущими поколениями, то мы вполне можем получить вменяемую партийно-политическую систему, а не ее жалкие суррогаты.