Насколько Казахстан готов к очередным изменениям в пенсионной системе, LS рассказала экономист и управляющий директор AERC Евгения Пак.
Казахстанские финансисты советуют пересмотреть пенсионную систему. Их уже поддержал общественный совет при ЕНПФ. Эксперты предлагают усилить госкомпонент за счет укрепления базовой пенсии и развить накопительную часть.
В беседе с LS Евгения Пак прокомментировала данные предложения.
По ее словам, многоуровневая пенсионная система страны сложилась в таком виде из-за того, что после развала СССР нужно было безболезненно перейти от плановой экономики с государственным распределением всех ресурсов, в том числе выплат на старость, к рыночной, когда каждый гражданин сам несет ответственность за пенсионные накопления.
"Неудивительно, что компромиссом стал некий "Франкенштейн", где сохранена и базовая, и солидарная пенсии, и еще введена накопительная часть. Изначально при ее формировании говорилось о том, что мы постепенно будем уменьшать солидарную и базовую часть выплат в пользу накопительной. Однако новые предложенные реформы снова поднимают вопрос о том, чтобы укреплять государственную компоненту пенсионной системы через увеличение базовых выплат", – отметила она.
Напомним, что для достижения этой цели эксперты рекомендовали в первую очередь изменить способ расчета размера базовой пенсии. Вместо минимального прожиточного минимума использовать минимальную заработную плату (МЗП). А также рассмотреть возможность софинансирования со стороны государства обязательных пенсионных взносов физлиц, не имеющих постоянного работодателя.
"Первая идея – изменить основу для расчета базовых выплат – верная. Действительно, использование МЗП (в 2024 году – 85 тыс. тенге) вместо прожиточного минимума (43 407 тенге) более экономически обосновано. Но эту идею изменения самой методологии расчета не нужно связывать и мешать одновременно с идеей увеличения госкомпоненты за счет еще и участия государства в софинасировании ОПВ", – считает экономист.
По ее мнению, любое повышение данного показателя в пенсионных выплатах означает дополнительные расходы для бюджета страны.
"Государство берет средства для базовых выплат с наших же налоговых поступлений. При таком механизме происходит смешивание инструментов фискальной политики с пенсионной системой. Ввиду этого мы и видим, что страна одной рукой за счет налоговых поступлений оплачивает базовые пенсии, а другой рукой придерживает деньги ЕНПФ (достаточно вспомнить частичное финансирование выставки ЭКСПО-2017 за счет пенсионных средств). При этом данный фонд изначально создавался именно как внебюджетный, с целью постепенно снять с государства большую часть социальной ответственности за пожилых", – подчеркнула Пак.
По ее ожиданиям, создание и поддержка такой смешанной системы не будет способствовать формированию у населения доверия к пенсионной системе, а также сознательности о важности собственных сбережений.
"При отсутствии уверенности в пенсионном фонде людям не остается ничего другого, кроме как уклоняться от накоплений в ЕНПФ, а по итогу ждать выплат со стороны государства. И предложенные меры пока что никак не поднимают и не решают проблему повышения доверия к ЕНПФ, не регулируют вопрос взращивания сознательности каждого за свою собственную старость", – считает представитель AERC.
Отметим, что в правительстве хотят обсудить и вопрос о запрете на досрочное изъятие средств из ЕНПФ. Напомним, такая возможность у казахстанцев появилась с 2021 года.
При этом экономист опасается, что данное ограничение может ухудшить отношение населения к пенсионной системе. По ее словам, возможность снять часть накоплений позволила решить три проблемы. В их числе частичный возврат доверия к ЕНПФ, выход из тени некоторых казахстанцев, которые ранее уклонялись от уплаты ОПВ, и формирование основы для появления личной ответственности каждого по вопросу распределения своих финансовых ресурсов.
"К вопросу реформирования ЕНПФ очень важно подойти с точки зрения основ поведенческой экономики. Важно провести социальный опрос населения на предмет доверия к этой финорганизации, на вопрос видения того, как должен формироваться ее портфель, измерить готовность людей платить деньги в ЕНПФ при тех или иных реформах. В конце концов, пора отходить от советской идеологии "государство знает лучше" в пользу сформулированного еще Фридманом правила: "Никто не тратит чужие деньги так бережно, как свои собственные". Но чтобы это правило сработало, важно убедить граждан, что пенсионные средства действительно им принадлежат, просто с лагом во времени", – резюмировала она.