Нужно привыкать работать в режиме борьбы за потребителя - Шадиев

Махмуд Шадиев считает, что есть отрасли, где уровень потребительского спроса не снизится, поскольку люди не перестают меньше есть, болеть, ходить в школу

24 ноября 2015 года

Казахстанская экономика вышла из бума больших доходов страны. Такое мнение в интервью LS высказал генеральный директор "Беккер и К" Махмуд Шадиев. Также он рассказал о том, как его компания переживает непростой период.

- Махмуд Фазилович, сейчас многие представители розничной торговли отмечают снижение продаж. Вы замечаете это явление?

- Да, мы тоже замечаем сужение потребительского спроса. Но люди не перестают меньше есть, болеть, ходить в школу, рожать детей. Есть множество товаров и услуг, потребление которых не сократится. Просто продовольственная корзина уменьшается в денежном выражении. Потребители переходят на более дешевые продукты внутри одного сегмента. Например, вместо импортных хлопьев выбирают местные рисовые, гречневые каши. Таким образом, покупки делаются более осмысленно. На самом деле эта ситуация послебумовая. Когда где-то находили нефть, золото, происходил бум. В стране становилось больше денег, но потом ситуация устаканивалась. Так развивались все классические рынки Европы, Америки.

- Во время выступления на Азиатском бизнес-форуме в Алматы вы отметили, что в Казахстане нет кризиса. Почему вы так считаете?

- Я против слова "кризис". Если вернуться к его основам, кризис – неожиданное, резкое и ограниченное по времени явление. Разве данный кризис возник неожиданно? Он длится уже год с лишним, он не был резким, все его как-то предвидели. Что мешало подготовиться? Я думаю, то, что сейчас происходит в экономике, не является временным. Поэтому нужно привыкать и работать в режиме жесткой конкуренции, постоянной борьбы за потребителя, мониторинга качества производимых товаров и услуг.

- Если вернуться к теме уменьшения спроса, данное явление повлияло на вашу компанию?

- На нашей деятельности это не сильно отразилось, поскольку в производстве мы используем местное мясо. Импортная составляющая у нас 4%. И маржа, которую мы закладываем в продукцию, не превышает 10%. Я добавлю, что казахстанское сырье всегда было дорогим из-за того, что оно местное и высокого качества. Поэтому многие предприятия-конкуренты покупали более дешевое импортное сырье, в качестве которого я сомневаюсь. Теперь же, когда доллар подорожал, выросли и цены на иностранные ингредиенты, покупать местное мясо стало выгоднее. Но я уверен, что ситуация вновь изменится и стоимость казахстанского сырья догонит цены на импорт. Тогда снова будет дешевле завозить из-за рубежа, чем покупать в Казахстане.

- Пришлось ли снижать объемы производства на предприятиях компании?

- У нас сократилась прибыль. Но в производстве не было значительного спада за счет открытия новых торговых точек и каналов продаж. Однако по итогам этого года в тоннаже мы, скорее всего, потеряем около 4%. Но при этом в денежном объеме мы ожидаем рост 10%. Тем не менее мы не теряли свою долю на рынке.

- По словам производителей, помимо низкого спроса, ситуацию усугубляет импорт товаров из стран Евразийского экономического союза. Смогла ли ваша компания выдержать эту конкуренцию? Изменилась ли ситуация после перехода на свободно плавающий курс тенге?

- Однозначно, после принятия нового курса тенге российский производитель уже не может демпинговать на нашем рынке. Мы видим, что на полках все меньше и меньше российского товара. Именно на юге страны. На севере мы наблюдаем другую картину. Там эта ситуация практически "убила" местных производителей. Российские товары до сих пор доминируют на приграничных рынках.

- Недавно к ЕАЭС присоединился и Кыргызстан. Означает ли это, что производители из этой страны могут усилить присутствие в Казахстане?

- Да, несомненно, кыргызстанские производители будут конкурировать с нашими пищевыми компаниями. Но сильно демпинговать, если мы говорим только о стоимости товаров, они не смогут, поскольку доля импортного сырья в их продукции по-прежнему высока по сравнению с нашим производством. Сырье же собственного производства им будет проще завозить в Казахстан.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.