Нацбанк и правительство выступили с совместным заявлением

25 декабря 2014 года
В 2014 году наблюдалось ухудшение внешних факторов для развития экономики Казахстана.

Произошло общее замедление экономического роста в мире и рост геополитической нестабильности в связи с событиями вокруг Украины. Ввод взаимных санкций между Россией и странами Европейского союза с США привели к падению темпов роста в России и дестабилизации макроэкономической ситуации.

На фоне укрепления темпов роста валового внутреннего продукта США, сворачивания третьей программы федеральной резервной системы по количественному смягчению происходит укрепление доллара США и повышение процентных ставок.В результате указанных факторов, а также на фоне роста добычи сланцевой нефти в США произошло снижение мировой цены на нефть марки Brent со $115 в конце июня 2014 года до $63 на 22 декабря 2014 года (на 45,2%).

На этом фоне экономика Казахстана выросла на 4,2% за 11 месяцев 2014 года. За январь-октябрь 2014 года внешнеторговый оборот Республики Казахстан сократился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Экспорт товаров сократился на 4,9% из-за падения мировых цен на нефть и основные металлы, сокращения физических объемов экспорта нефти, угля, ферросплавов, меди и алюминия. Импорт товаров сократился на 14,5% за счет сокращения импорта машин и оборудования, химической продукции и продовольственных товаров.Данные внешнеэкономические тенденции несут риски для экономики Казахстана в 2015 году.

В этих условиях экономическая политика в 2015 году будет направлена на нивелирование последствий внешних факторов для обеспечения социально-экономической стабильности в стране.Главными целями политики правительства Республики Казахстан  и Национального банка будут сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, а также обеспечение экономического роста и повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.

Основные направления экономической политики в 2015 году:

1) проведение контрциклической экономической политики через реализацию Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 – 2019 годы, повышение конкурентоспособности казахстанской экономики и поддержку малого и среднего бизнеса; 2) сохранение макроэкономической стабильности; 3) обеспечение финансовой стабильности через укрепление финансовой системы и оздоровление банковского сектора. 1. Контрциклическая экономическая политика Политика правительства и Национального банка будет направлена на достижение целевых параметров реального экономического роста на 2015 год на уровне 4-5%. Для поддержки экономического роста и занятости в 2014– 2015 годы в феврале 2014 года по инициативе главы государства выделен 1 трлн тенге из Национального фонда. В рамках этих средств, второй транш в размере 500 млрд тенге в 2015 году будет направлен на дополнительное льготное кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства и оздоровление банковского сектора. Кроме того, будет профинансировано строительство объектов инфраструктуры свободных экономических зон и «ЭКСПО-2017». Для обеспечения устойчивого роста экономики и поддержки занятости будет реализовываться новая экономическая политика «Нұрлы Жол», на реализацию которой из Нацфонда выделено по $3 млрд ежегодно на период с 2015 по 2017 годы. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 - 2019 годы предусматривает развитие инфраструктуры по 7 основным направлениям. Это развитие транспортно-логистической, энергетической и индустриальной инфраструктур. Кроме того, будут осуществлены модернизация жилищно-коммунального хозяйства, сетей водо- и теплоснабжения, строительство школ и жилья, а также поддержка малого и среднего бизнеса. Совместно с международными финансовыми организациями будет начата реализация проектов в сфере малого и среднего бизнеса, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительства дорог, развития электроэнергетики, возобновляемых источников энергии, а также институциональных реформ на сумму $13,5 млрд, из которых $9 млрд будут профинансированы за счет международных финансовых организаций. Новая экономическая политика будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике. Это повышение конкурентоспособности и производительности в секторах экономики, улучшение структуры экономики путем развития транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктур, малого и среднего бизнеса. Инвестиции в эти сферы создадут наибольший мультипликативный эффект для роста экономики и занятости и сформируют основу для будущего устойчивого роста. В целях поддержки положительного внешнеторгового сальдо будет обеспечиваться поддержка казахстанского экспорта. Будут разработаны механизмы торгового и экспортного финансирования по ставкам не выше ставок, применяемых для экспортеров в ЕС (2-3% в иностранной валюте). Политика дальнейшей индустриализации экономики страны будет проводиться в рамках второй пятилетки индустриально-инновационного развития, направленной на развитие обрабатывающей промышленности в определенных приоритетных секторах с учетом региональной специфики. Для дальнейшей поддержки деловой активности в стране из Национального фонда в 2015 и 2016 годах будет выделено по 100 млрд тенге ежегодно. Данные средства будут направлены на кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, с использованием существующих программ межбанковского кредитования АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и АО «Банк Развития Казахстана», из них 100 млрд. тенге на финансирование МСБ и 100 млрд тенге на финансирование крупного предпринимательства. В целях снижения долговой нагрузки по долларовым займам и недопущения сворачивания деловой активности МСБ будет продолжено осуществление кредитования МСБ в национальной валюте путем ускорения привлечения займов из международных финансовых институтов. В целях стимулирования роста инвестиционных расходов бизнес-сектора будет продолжена поддержка роста кредитования малого и среднего бизнеса в рамках Дорожной карты бизнеса 2020, расширения лизинговых операций, финансирования проектов ГПИИР-2, финансовая поддержка агропромышленного комплекса в рамках Программы «Агробизнес 2020». Для обеспечения занятости будут приниматься меры в рамках Дорожной карты занятости 2020. 2. Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6–8%. В денежно-кредитной политике будет создана основа для перехода к инфляционному таргетированию в среднесрочном периоде. Инфляционное таргетирование позволит повысить реальную доходность сбережений в тенге и снизить инфляционные ожидания. Регулирование денежной массы будет осуществляться в корреляции с инфляцией. Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При этом не будут допускаться резкие колебания обменного курса тенге. Будут приняты меры по ограничению спекуляций на валютном рынке. В 2015 году Национальным банком совместно с правительством будут внесены изменения в законодательство в части повышения требований к деятельности обменных пунктов на рынке наличной иностранной валюты. Будет продолжена политика по поддержанию на адекватном уровне международных резервов Национального банка, в том числе через недопущение снижения объемов золото-валютных резервов Национального банка ниже 3-хмесячного объема импорта товаров и услуг. Налогово-бюджетная политика будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета в соответствии с концепцией новой бюджетной политики. Налоговая политика будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности экономики и стимулирование роста обрабатывающих производств. При этом роста налоговой нагрузки на предприятия не предусматривается. Основными подходами формирования бюджетной политики являются определение расходов бюджета в пределах фискальных ограничений по дефициту, поэтапный рост государственных обязательств, недопущение замещения инвестиций частного сектора бюджетными инвестициями. В целях снижения нагрузки на республиканский бюджет для финансирования инфраструктурных проектов на условиях софинансирования будут привлекаться внешние займы международных финансовых организаций и использоваться механизмы государственно-частного партнерства. 3. Финансовая стабильность будет поддерживаться комплексом мер регулирования, направленных на минимизацию негативных последствий, вызванных возможными глобальными дисбалансами в мировой экономике, а также на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. Реализация комплекса мер по обеспечению финансовой стабильности будет проводиться в соответствии с концепцией развития финансового сектора до 2030 года. Основными приоритетными направлениями политики регулирования финансовой системы в 2015 году станут: 1) повышение роли национальной валюты в экономике; 2) стимулирование роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики; 3) оздоровление банковского сектора. 1. В целях повышения роли национальной валюты в экономике будут приняты следующие меры: 1) в целях стимулирования сбережений в тенге будет увеличена гарантируемая вкладчикам сумма выплаты АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» по депозитам в тенге с 5 млн тенге до 10 млн тенге с увеличением его капитализации; 2) будет снижен максимальный размер рекомендуемой ставки вознаграждения по гарантируемым депозитам населения в долларах с 4% до 3% годовых; 3) будет введен запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах. 2. В целях стимулирования роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики будут приняты следующие меры: 1) будет рассмотрена возможность временного снижения отдельных норм пруденциального регулирования в случае необходимости; 2) для недопущения дефицита ликвидности в коммерческих банках им будет предоставляться тенговая ликвидность; 3. В целях оздоровления банковского сектора будут приняты следующие меры: 1) будет продолжена работа по снижению уровня проблемных активов банков. Будет дополнительно увеличен уставный капитал АО «Фонд проблемных кредитов» на 250 млрд тенге, продолжена работа по повышению эффективности его сотрудничества с банками. Также приоритетными направлениями станут совершенствование других механизмов работы с проблемными активами, в том числе по деятельности организаций по управлению неработающими активами, вопросов налогообложения (налогового администрирования); 2) в области регуляторной политики будут поэтапно вводиться новые стандарты достаточности капитала банков «Базель III».

При этом в целях плавного и безболезненного перехода на новые стандарты на первом этапе банкам будут установлены более мягкие требования в части нормативов достаточности капитала, компонентов капитала. Национальный банк будет осуществлять мониторинг выполнения банками новых нормативов достаточности капитала с учетом складывающейся экономической ситуации.

В целом, экономическая политика в 2015 году будет направлена на смягчение последствий негативных внешних факторов, укрепление устойчивости социально-экономической ситуации в стране. Будут решаться задачи по оздоровлению финансового сектора, сохранению макроэкономической стабильности и повышению конкурентоспособности казахстанской экономики через диверсификацию экономики. Данные меры будут носить сбалансированный характер, чтобы сохранить достигнутые позитивные результаты макроэкономического развития страны и обеспечить дальнейший устойчивый рост экономики.

В случае ухудшения ситуации на внешних рынках, правительство и Национальный банк примут дополнительные меры по сохранению социально-экономической стабильности в стране.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.