Рынок интернет-рекламы Казахстана в 2016 году может достичь 7 млрд тенге. Отрасль показывает уверенный рост на фоне сокращения количества рекламодателей и массового урезания затрат на PR-продвижение, передает LS.
По данным исследовательской компании TNS Central Asia, в первом полугодии 2016 года общее число рекламодателей в СМИ составило 2,1 тыс., что на 11,5% меньше показателя за первое полугодие 2016 года.
Уменьшение количества рекламодателей на ТВ составило 9%, на радио – 10,9%, в прессе – 19,4%, в наружной рекламе – 4,9%. За тот же период суммарный объем рекламы в СМИ снизился на 49% в долларовом и на 5% в тенговом эквиваленте.
По данным TNS, в список крупнейших клиентов на рынке интернет-рекламы вошли Lamoda.kz, "Базис-А", Alser Computers, "Бизнес молодость", "Приват Трэйд", Kaspi Bank, "Колеса", Talapi.kz, "Аксай-Инвест" и Chocolife.me.
При этом, по данным комитета по статистике, в 2015 году в Казахстане затраты на рекламу в интернете составили 8,9 млрд тенге, что в четыре раза больше, чем в 2014 году.
Однако у экспертов, анализирующих рекламный рынок, данные отличаются от официальных отчетов. По словам управляющего директора коммуникационной группы Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктора Елисеева, по итогам 2015 года объем рынка интернет-рекламы вырос всего на 3% по отношению к 2014 году и составил 2,95 млрд тенге. По итогам 2016 года эксперт прогнозирует рост на 15-20%.
Как он пояснил LS, с наступлением кризиса оптимизация маркетинговых бюджетов отразилась на каждом казахстанском рекламодателе.
"Мы видим, как в интернет уходят представители малого и среднего бизнеса (МСБ), инвестируя в контекстную рекламу. В пользу интернета "под нож" шли бюджеты на размещение в традиционных видах медиа у рекламодателей FMCG-сектора, операторов сотовой связи, участников рынка бытовой техники. Согласно последним данным, рост общих рекламных бюджетов в тенге актуален для фармацевтов и компаний финансового сектора", - заявил Елиисеев.
При этом 40% объема digital-рынка приходится на контекстную (нативную) рекламу. По его словам, объем данного контента значительно вырос в 2015 году, тогда как объем баннерной рекламы сократился до менее 30%.
Как утверждает Елисеев, digital-сегмент сегодня привлекает рекламодателей невысокими по сравнению с другими медиа ценами на размещение рекламных материалов и постоянным ростом интернет-пользователей среди казахстанцев. К тому же дополнительным стимулом увеличения расходов на онлайн-продвижение компаний стало появление на отечественном рынке programmatic buying (точечный выбор аудитории по запросу клиента - прим. ред.) и запуск рекламы в Instagram.
При этом директор компании Videocom Виталий Савков, оценивая рынок интернет-рекламы, приводит несколько другие цифры. По его данным, объем рынка digital-рекламы за шесть месяцев 2016 года уже составил 2,2 млрд тенге и превысил аналогичный показатель прошлого года на 38%. В конце года данный сегмент, по его мнению, может достичь 7 млрд тенге.
"Рынок вырос на 38%, в первую очередь хотелось бы связать это с законодательными нововведениями - запретом рекламы на ретранслируемых телевизионных каналах. Рекламодатели сейчас находятся в поисках альтернативных медиа, чтобы компенсировать потерю таких грандиозных охватов, и не удивительно, что многие увидели эту альтернативу в интернете, причем в видеоформатах. Правда с этим законом рекламодатели условно разделились на два лагеря: тех, кто перенаправил рекламные бюджеты в интернет, и тех, кто просто сэкономил бюджеты, отложенные на ретранслируемые телеканалы. В наших оценках не учтены затраты на такие медиа, как Google (YouTube) и Yandex, но мы видим и там увеличение активности среди отечественных рекламодателей. Смею предположить, что на долю YouTube также приходится немалая заслуга по увеличению инвестиций в интернет-рекламу", - пояснил Савков.
Однако на рынок интернет-рекламы значительное влияние оказал и кризис. К примеру, по его словам, автомобильная отрасль в первом полугодии 2016 года сократила рекламные бюджеты на 10% по сравнению с прошлым годом. И это при том, что в 2015 году инвестиции в продвижение компании урезали в среднем на 50%.
"Сложности с привлечением клиентов есть всегда, и это норма рынка b2b-услуг. Даже в цикле продажи слоеной самсы с сыром есть свои сложности. Если сидеть и ныть, что все стало плохо, то сложности вырастут и победить их будет уже невозможно", - добавил Савков.