Повторения прошлогодней ситуации с дефицитом горюче-смазочных материалов (ГСМ) на внутреннем рынке Казахстана не ожидается. Резервуары страны располагают достаточным количеством топлива. Кроме того, 26 апреля завершится капитальный ремонт на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. После этого все три НПЗ в Казахстане будут работать в плановом режиме.
Ремонт на Шымкентском НПЗ (ШНПЗ), принадлежащем компании «ПетроКазахстан Ойл Продактс», продлится 38 дней. За этот период будут проведены профилактические работы, включающие в себя техническое обследование сосудов и аппаратов. А также ремонт насосов, компрессоров, обследование
технологических печей, обследование и ревизия технологических трубопроводов, профилактические и ремонтные работы электрического оборудования, приборов КИПиА. Предусмотрена замена устаревшего оборудования и, соответственно, сами работы, связанные с модернизацией завода. Данные меры позволят увеличить мощность производства завода и улучшить качество продукта, обещают в ШНОС.
По информации завода, перед остановкой на капитальный ремонт, в резервуарах НПЗ накоплены необходимые объемы социально значимых нефтепродуктов: порядка 135,0 тыс. тонн товарных нефтепродуктов, из них 50,0 тыс. тонн бензинов и 39,0 тыс. тонн дизельного топлива.
В целом по данным компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» («КМГ ПМ») на нефтебазах страны имеются почти двухмесячные объемы бензина АИ-92 и дизельного топлива. Причиной тому стала девальвация российского рубля и последующая активизация ввоза российского автомобильного топлива в начале 2015 года местными АЗС. В результате был досрочно превышен определенный на несколько месяцев объем. Согласно плану министерства энергетики РК, в текущем году импорт горюче-смазочных материалов из России, регламентируемый индикативным балансом между двумя странами, должен был составить 1,1 млн тонн автомобильного бензина и 520 тыс. тонн дизельного топлива. При этом данный объем был распределен по месяцам согласно прогнозу потребления ГСМ во всех регионах страны.
Однако в январе текущего года из России в Казахстан вместо запланированных 90 тыс. тонн бензина было поставлено 180 тыс. тонн. Ситуация повторилась в феврале, когда вместо ожидаемых 80 тыс. тонн бензина было импортировано еще 140 тыс. тонн. В итоге из-за превышения нормы в 150 тыс. тонн был введен временный запрет на ввоз нефтепродуктов из соседней страны.
Стоит отметить, что накопленные в январе-феврале 467 тыс. тонн бензина и 462 тыс. тонн дизельного топлива привели к затовариванию резервуаров, в том числе на НПЗ и нефтебазах заводов. В результате объемы производства сокращены с 15 млн. тонн до 14 млн. 300 тыс. (10-12%).
«Данный запрет направлен на выравнивание графиков поступления импортного ГСМ на внутренний рынок РК для предотвращения возможности возникновения дефицита по отдельным видам нефтепродуктов. Особенно в месяцы пикового потребления ГСМ», – пояснили в пресс-службе министерства.
Как пообещали в ведомстве, введение временного запрета на ввоз нефтепродуктов не скажется на ценах топлива. Опасения ряда аналитиков по возможному росту цен на ГСМ и возникновения дефицита – беспочвенные. Как проинформировали в «КМГ ПМ», согласованные объемы топлива по льготным ценам на посевную для аграриев поступают по графику.
Так, в феврале текущего года компания «КазМунайГаз Өнімдері» (КМГО) по факту оплаты поставила 1 987,727 тонн в Акмолинскую область (99,4% от плана), 2 995,580 тонн для Костанайской области (99,9% от плана) и 1 988,900 тонн для Северо-Казахстанской области (99,4% от плана).
Напомним, на сегодняшний день министерством энергетики установлены следующие предельные цены регулируемых нефтепродуктов в Казахстане: 89 тенге за 1 литр бензина марки АИ-80 и 99 тенге за литр АИ-92/93, и дизельного топлива – 99 тенге. Министерство трижды с декабря прошлого года снижало ценовую планку для ГСМ.
Между тем, благодаря запланированной программе модернизации трех казахстанских НПЗ можно предположить, что спустя пару лет страна не будет испытывать дефицита в топливе. Сегодня модернизация заводов проходит по плану. Так, на Атырауском НПЗ в апреле 2015 года планируется ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга и ввод в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов в 3-м квартале 2015 года. Также на АНПЗ в 2016 году планируется завершение и ввод в эксплуатацию комплекса по глубокой переработке нефти.
В «КМГ ПМ» сообщают, что Шымкентский НПЗ и Павлодарский НХЗ перешли на практическую стадию реализации программы модернизации. В настоящее время размещены заказы на поставку оборудования длительного срока изготовления, начались строительно-монтажные работы.